Каждый выживает в одиночку

Газету “Взгляд” я пока не понял. Точнее – ее смысл: либо она – независимая газета, либо орган телекомпании “ВИД”. Если все же это – газета, то у господина Додолева колоссальные перспективы, возможность заглянуть практически во все сферы нашей жизни. Ну а если вы решили освещать только телевизионную тематику, то это – смерть. Много лет зная Додолева как рискового, лихого и толкового журналиста, я думаю, что он не станет газету ограничивать какими-либо рамками. Независимость газеты, конечно же, – бред, бессмыслица. Все газеты зависимы, так пусть “Взгляд” будет зависим от взгляда редактора и его команды. Отлично уже, что найдена своя, никем еще не заполненная ниша – этакий симбиоз телевидения и газеты. У авангардного писателя начала века Джона Дос-Пассоса в романах “1919-й” и “42-я параллель” есть гениальная придумка – “киноглаз” и “камера обскура”. Не обязательно наблюдать действительность долго, последовательно, как это делает романист. Достаточно взглянуть на секундочку зафиксировать, “остановить мгновенье” – и дальше, зато можно успеть за короткое время увидеть множество событий и фактов. Дос-Пассос писал сюжет, а параллельно шел фон, на котором этот сюжет развивался.

Такую же возможность получила газета “Взгляд” – как продолжение телеряда, или – как его дополнение. Ни одна газета, даже если будет выходить дважды в день, не угонится за телевидением в оперативности, в наглядности информации. Поэтому “Взгляд” имеет шанс стать своеобразной телекамерой в газетной сфере.

Сегодня, когда нечего есть, часто возникает вопрос, а нужны ли нам новые газеты и новые телепрограммы. Думаю, что нужны, мало того – уверен в этом. Я веду на телевидении передачу, которая называется “Признание в любви”. Она еще не встала твердо на ноги, для этого, в отличие от газеты, требуется значительно больше времени. Так вот в этой передаче однажды я разговаривал с человеком, который для меня, да и для многих поколений, определяет само телевидение – с Валентиной Леонтьевой. Все ее заслуженные и народные звания с успехом можно заменить на одно – тетя Валя, по которому ее знала и любила вся страна. Очень жаль, что ее “ушли” с телевидения и она не стала бабушкой Валей для наших детей и внуков. Беседуя с ней, я вспоминал ее знаменитую передачу “От всей души”, которая в народе носила название “Плачьте с нами. Плачьте, как мы. Плачьте лучше нас”. Но в том-то все и дело, что слезы, которые вызывала эта передача, были добрыми. А человеку порой нужно выплакаться, медицинский факт – слезы полезны организму, но лишь в случае, если они – от добра, от счастья, от душевного тепла, а не от злости, раздражения, бессилия. Сейчас такой передачи на телевидении не хватает, оно за последние годы стало невероятно политизированным, по сути превратилось в радио и все еще имеет тенденцию не показывать, а говорить. Переключаешь вечером с канала на канал – всюду говорящие головы, смотреть нечего, нет действия. Хорошо, что “видовцы” попытались от этого уйти и появились “Поле чудес”, “МузОбоз”, “Веди”, “Политбюро”… Да, меня, как и многих, “Поле чудес” раздражает, но раздражает – как снобистски эстетствующего интеллигента, какого-никакого, но все же писателя.Элиту! Но второй, внутренний Я (может, он и есть настоящий?) смотрит передачу всегда с интересом, норовит угадать слова и страшно досадует, когда ему это не удается. Ему, то есть мне.

Уверен, такие передачи, пусть они кому-то кажутся трижды глупыми – нужны. Уже хотя бы потому, что дают возможность на время отрешиться от невероятно политизированной жизни, от жуткого вороха проблем, очередей, споров. А на этого кого-то – плевать!

Вспомним старую истину про хлеб и зрелища. Сейчас у нас нет ни того, ни другого. Хлеба – по известным причинам, а зрелища – все превратились в митинги и очереди. И телевидение стало митингом – с его сессиями по всем каналам, дискуссиями, беседами… А “Поле чудес”, “МузОбоз”… – это зрелище. Я не сожалею, что прежний “Взгляд” умер. Он тоже был митингом – для ведущих и приглашенных, а фрагменты зрелищ служили лишь иллюстрацией к их выступлениям. В ту пору такой “Взгляд” был нужен, но хорошо, что ребята вовремя поняли – передача в прежнем качестве пережила себя, сегодня необходима совершенно иная, а удастся она им или нет – покажет время.

Сегодня одна из разновидностей “Взгляда” – газета, и сие нормально, вдруг из этого получится стоящее дело? Конечно, поиск не всегда заканчивается удачей, вспомним, к примеру, одну из прекрасных передач Ворошилова “Что? Где? Когда?” Она с успехом существует многие годы, но веяния рыночной экономики сыграли с ней не лучшую шутку, и сегодня довольно противновато смотреть, как умные ребята, за которых болеет полстраны (другая половина болеет за телезрителей), начинают делить крутые бабки. Тут уже появляется элемент невкусности, потому что перед нами не телевидение, а репортаж “Откуда?”.. Ну, из казино. Но тем не менее, и такая передача – зрелище, которое кому-то необходимо, кого-то радует (хотя бы пачками денег на зеркальном столе), как радуют кого-то и “Кинопанорама”, и “Спокойной ночи, малыши!”, и “Клуб кинопутешествий” с вечным Сенкевичем, другие телеветераны. Вместе c тем, нужны, думаю, и передачи-однодневки, появляющиеся сегодня и забывающиеся завтра. Как газеты, которых возникает огромное множество – на любой вкус, интерес и возраст. Многие из них похожи друг на друга, но вместе с тем возникает и здоровая конкуренция, когда выживают наиболее нужные, интересные издания. Я не говорю о конкуренции с монополизмом государства, мгновенно превратившем буквально все издания в убыточные. Телевидению пока легче, оно имеет возможность выходить на огромную многомиллионную аудиторию, не вынуждая эту аудиторию платить все дороже. Однако телевидение и судят строже, и ждут от него большего, чем словоговорильни, которой славились партократы, а теперь, как оказывается, – и демократы. Сегодня хочется отдохнуть душой, сердцем. И я вижу дорожку тележурналиста, да и газетного – именно в сторону человеческой души. Не случайно мы в “Семье” второй год объявляем главной темой – тему любви. Все в нашей жизни зависит от любви и основано на ней – и семья по любви возникает, и дети в любви рождаются, и работа без любви не складывается… Если мы еще живы, то только потому, что существует любовь – такое обыкновенное человеческое чувство. А ведь эту любовь – к человеку, к делу, к действию – можно вызвать и газетной строкой, и телепередачей… Она, любовь, живет в каждом, но время вынуждает ее забиться, замереть, а то и погаснуть, и сегодня уже каждый не только умирает в одиночку, но и выживает тоже один. Мы открыли в “Семье” рубрику “Как выжить,” и она стала едва ли не самой читаемой, хотя и говорится в ней о весьма обыденных вещах. Но сегодня люди остро нуждаются в добром слове, в добром совете – как решить ту или иную проблему, как заработать на суп и из чего его сварить, если в холодильнике пусто…

Женя Додолев всегда был человеком тусовки и он хорошо знает, что тусовка, объединяющая сотни, – элитарна по своей сути. Она никогда не пускала к себе чужих. Сотни – но свои!

Я люблю м высоко ценю рок-музыку, бывал на многих рок-тусовках в качестве, естественно, “папика” и поначалу чувствовал на себе четкое неприятие окружающих – ровесников моего 16-летнего сына. Но когда начиналось Действо, когда на концертах Юры Шевчука или Кости Кинчева возникало то самое единение тусовки, и мы все забирались ногами на сиденья, то пятнадцатилетняя девчонка слева с облупленным маникюром брала меня за руку, а я брал за руку паренька справа, и так дальше, дальше – мы все становились – как один. Но душа не может все время находиться в заведенном состоянии, когда она успокаивается, снова возникает неприятие и ты снова – чужой.

Хотелось бы пожелать газете “Взгляд” не становиться излишне элитарной и каждым своим выходом объединять читателя так, чтобы никто не чувствовал себя чужим. Никогда!

Сергей АБРАМОВ, главный редактор еженедельника “Семья”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

CHERCHEZ LA FAMME
ХИТ-ПАРАД АЛЕКСАНДРА ГРАДСКОГО
ЦЕНЗУРА ОБРАЗЦА 1992
НАШ БУЛЬВАР
Усыпальница для эпохи
НАРОДНЫЙ ХИТ-ПАРАД
УГОЛОК КОРОТИЧА – РАЗ
ЖИЗНЬ ГАРАНТИРУЕТСЯ НЕ ВСЕМ
БЕЛАЯ МАГИЯ ДЛЯ ЧЕРНОГО МЕРСЕДЕСА


««« »»»