МАРТ. ВЕСНА. ФУТБОЛ?

Одни приход весны связывают с капелью за окном, другие – с ростом числа красивых девушек на улицах, а для миллионов футбольных болельщиков, уверен, весна ассоциируется с голосами спортивных комментаторов в эфире. В марте всегда начинался чемпионат СССР по футболу…
Николай ОЗЕРОВ
- Как себя чувствуете, Николай Николаевич?
- Что говорить о здоровье в больнице? Лечат, обещают скоро выписать.
- Силился вспомнить, сколько футбольных первенств вы комментировали, но не смог.
- Молоды вы, чтобы помнить. Свой первый репортаж о матче ЦДКА-”Динамо” я провел 29 августа 1950 года. С той поры комментировал все первенства Союза, восемь чемпионатов мира, 6 – Европы, 13 Олимпиад.
- Вам не обидно, что больше не увидим трансляции матча “Спартак”-”Динамо” Киев? Ведь эти команды теперь играют в турнирах разных стран.
- Верю, будет еще праздник на нашей футбольной улице. Были и покруче времена. Вспомните, например, ленинградский “Зенит” 1944 года. Война идет, разруха кругом, а мы финал Кубка Союза провели. Первенство Москвы во время войны разыгрывалось. Скажете, политика? Пусть! Но ведь созидательная! А сегодня что творят?
- А может, дело в том, что Ельцин и Кравчук не болельщики?
- Один – бывший спортсмен, другой – бывший партаппаратчик, курировавший спорт. Не думаю, чтобы они недооценивали роль футбола. Как говорится, цыплят по осени считают, Москва еще сыграет с Киевом.
- Какой репортаж вам наиболее памятен?
- О финале Кубка Европы с югославами. И не только потому, что мы чемпионами стали. Весь репортаж работал вслепую, не зная, слышит ли меня Москва. Не было обратной связи. Потом уже рассказали, что начальство велело включить трансляцию, надеясь, что я не сболтну в эфир лишнего.
- Кстати, о лишнем. Говорят, однажды крепкое слово все же сорвалось?
- Враки, байки журналистские.
- Вы народный артист. А недавно, слышал, вам присвоено звание лучшего спортивного комментатора.
- Этот титул болельщики придумали. По такому случаю в Набережных Челнах мне даже вручили автомобиль “Оку”. Точнее, торжественно дали ключи от машины, техпаспорт, а потом забрали все и сказали, что машину сами в Москву пригонят. Жду.
- Будете на “Оке” ездить?
- Я в семье не единственный автомобилист. Подросли мои двойняшки – Коля и Катя. А я предпочитаю “Волгу”.
Владимир ПЕРЕТУРИН
- Что ждет “Футбольное обозрение”?
- Спросите что-нибудь полегче. Сперва передачу, которая идет двенадцатый год и пользуется неизменной любовью зрителей, не спросясь, выкинули из воскресной программы. В понедельник тоже удобного времени эфира не нашлось. Зажали между выпуском новостей в 18 часов и кинофильмом. То 20 минут дадут, то 25, то 30. Ведут себя так, словно хотят угробить передачу.
- А что руководство?
- Руководство разводит руками. Закрадывается подозрение, что сидящие наверху равнодушны к футболу.
- Вы не боитесь такими речами наклмкать неприятности?
- Я пуганый. Однажды меня уже увольняли за критику. Но я все равно скажу: подобное безобразие не может длиться вечно. И то, что на РТВ создали объединение “Арена”, не во благо. Эфирное время для спорта не увеличилось, возросло лишь число чиновников.
- Вы одним из первых повели борьбу с договорными матчами в футболе. А есть ли, так сказать, журналисты на договоре, прикормленные, ручные?
- Сколько угодно! Начало этому положили Лобановский и киевское “Динамо”. В Москве тоже было удобно писать о “Спартаке”, когда за него болели Гришин и Черненко.
- А вас пытались подкупить?
- Конечно! Но я взял за правило не ездить за счет команд в зарубежные турне и ничего у них не брать. Вы же знаете, сколько валюты нам дают в командировках. Ее хватает, чтобы жить в привокзальных отелях, рядом с проститутками. В люксе с командой удобнее, но… словом, каждый решает сам.
- Извините, а ваша любовь к “Днепру” бескорыстна?
- Я ведь не сам туда напрашивался, меня посылали в Днепропетровск, потому что другие ехать отказывались. И в программе “Время” я не занят был, свободен от дежурств.
Знаете, подкупленные командой журналисты – еще не самое страшное. Вы верите, что каждый четвертый на ЦТ – агент КГБ? А я верю. У нас один деятель в прошлом году четыре месяца из запоя не выходил, работу прогуливал. И что вы думаете – даже не уволили. Сейчас перешел на РТВ, стал заместителем главного редактора, съездил на Олимпиаду. Я это только одним объяснить могу…
Возвращаясь к “Футбольному обозрению”, скажу, что, конечно, не все безнадежно. Во время Олимпиады нас приютил канал “2*х*2″, давал эфирное время в удобные часы. Передача должна выжить.
Владимир МАСЛАЧЕНКО
- Почему вы ушли из “Останкино”?
- Ушел потому, что не мог мириться с тем, что происходило в спортивной редакции ЦТ. Вместо Иваницкого, которому коллектив фактически отказал в доверии, назначили Юсина, прекрасного газетного журналиста, увы, совершенно не знающего ТВ и радио. Аргумент при назначении Кравченко выдвинул такой: “Я с ним вместе учился в институте”. Но ведь можно вспомнить и тех, с кем ходил в одну группу детсада…
Словом, мне надоело, я пошел искать свое. Первый опыт сотрудничества со студией “Спорт-7″ не принес удовлетворения. Зато с фондом “Оздоровление и спорт”, которым руководит 2-кратный олимпийский чемпион Борис Лагутин, мы нашли общий язык. Сегодня я генеральный директор фирмы “Совинтерски”, занимающейся выпуском кино- и телепродукции, многим другим.
- Значит, на футболе поставили крест?
- Я сам не уходил, меня отлучили от игры. Я ведь ни с кем в “Останкино” не ссорился, просто создал собственное дело. Какой в этом криминал? Откуда эта необъяснимая ревность? Я ушел, а мне вслед: “Ну и хрен с ним, найдем других”. Кажется, пока не нашли. Появились на экране новые лица, но качество спортивных репортажей не стало лучше.
Я не о себе пекусь. У меня мешки писем от болельщиков. Я ведь согласен работать нештатно. Старый конь борозды не испортит.
- Интересно, футбольные репортажи вы смотрите дома с отключенным звуком?
- Я всегда внимательно слушаю коллег. Независимо от того, нравится ли мне их манера или нет. Кстати, по западным образцам наши комментаторы смотрятся неплохо. Правда, за рубежом давно уже работают в паре – журналист и специалист. Я пытался внедрить это у нас еще в начале 80-х.
- Как вы относитесь к поговорке: “У папы было три сына: два умных, а третий – футболист…”?
- Ха, интересно! Нас у отца было двое, и оба мечтали стать известными. Одному удалось. Вот и весь ответ.

Андрей ВАНДЕНКО.


Андрей Ванденко

Победитель премии рунета

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НАРОДНЫЙ ХИТ-ПАРАД
ПОЛИТКОВСКИЙ. “ПОЛИТБЮРО”.
БИТЛОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ – МАРТ
МАЛАХОВ ВЕРНЕТСЯ?
БЕЛЛА АХМАДУЛИНА И ИВАНОВСКИЙ СЕРЖАНТ
СТРАШНО, АЖ ЖУТЬ!
УГОЛОК КОРОТИЧА-9
САНИТАРЫ ГОРОДА
КАЖЕТСЯ, НАШ ПРЕЗИДЕНТ ОЧЕНЬ РИСКУЕТ


««« »»»