КНЯЖНА КАРАГАНОВА

Блок “ЛЯП” снова в бою

Княжну Тараканову большинство из нас представляет себе по хрестоматийной картине рано умершего живописца: красавица в лохмотьях взобралась на койку в заливаемой водой камере, а по ней и вокруг нее шныряют обезумевшие крысы. Нева затопляет каземат, все бежали от наводнения, а княжну оставили тонуть взаперти. На лице ее читаются следы былах страстей и чахотки, а также покорность судьбе.

На самом деле этот страшный и романтический сюжет — чистая легенда. Наводнение случилось позже, а самозванка действительно умерла в заключении, но от пыток, тоски и упомянутой чахотки. Жестоко предавший ее граф Орлов всю жизнь потом казнился. Но живопись — великая вещь: так мы ее и видим — во время наводнения и с крысами. Вот почему сегодня Сергей Караганов, внешне вполне благополучный мужчина, к тому же без следов красоты и чахотки, — вызывает ассоциации именно с несчастной авантюристкой позапрошлого столетия.

Я глубоко уважаю Караганова. Точнее, уважал до последнего времени. Разделять или не разделять его взгляды — личное дело каждого, но не признать его интеллекта, остроумия и своеобразного обаяния трудно. Возглавляя Совет по внешней и оборонной политике, он проявил себя истинным государственником — убежденным, а не упертым, что среди этого племени редкость. Оттого-то Караганова так жаль сегодня, когда явно умный человек поставлен своими новыми заказчиками в явно идиотскую ситуацию. Караганов вынужден опровергать очевидное: не позавидуешь.

Принято считать, что враждующие штабы (условно ельце-путинский и условно лужковско-примаковский) обменялись ударами. Начали лужковцы: их “Общая газета” растиражировала план по дискредитации некоего крупного деятеля ОВР под кликухой “Бизон”. План якобы удалось перехватить в штабе соперников. Так и вижу солидных людей из “Общей” (а там сотрудник моложе сорока — большая редкость), крадущихся в ночи со свернутым в трубку планом по дискредитации таинственного авторитета. Сотрудники предположили, что под кликухой скрывается Боос.

Ну, товарищи, нельзя же так! У этой наивной мистификации до такой степени торчат уши, что противники даже не стали ее всерьез опровергать — только, думаю, посмеялись от души. Разумеется, Боосу очень хочется, чтобы у него было кодовое название “Бизон”. Это нам ненавязчиво впаривают ассоциацию с красивым и редким животным. У Бооса могла быть какая угодно кличка — Плюшка, Гитарист, Фаринелли, Карлсон… (верный лужковец известен любовью к пению в собств. сопр. на гитаре, как писали в старину на бардовских пластинках). Но на Бизона он похож очень мало. Между тем в следующем номере наш герой поспешил откликнуться: да, да! Бизон — это я, меня все так зовут! Самое же интересное, что ни одной разоблачительной публикации о Боосе как не было до тех пор, так и не воспоследовало. Можно, конечно, подумать, что коварный план удалось сорвать. Но куда проще предположить, что существование коварного плана, да еще и с комплиментарной кличкой, — результат чистого вымысла, мечта самого Бооса. Вряд ли это фигура того масштаба, чтобы им занимался сегодня коварный ФЭП во главе с трехглавым Павловским (кстати, это именно ему “Общая” обязана раскруткой — он придумал скандальную “Версию номер один”. Тогда этот Горыныч, вероятно, был белый и пушистый). Вдобавок президентская сторона не так глупа, чтобы охаивать человека, перебежавшего сравнительно недавно. Получился бы чистейший бумеранг: куда ж раньше глядели? Ельцинская администрация пока не оскорбила никого из “бывших”, даже Ястржембского с Кокошиным, этих Тотошу и Кокошу-99. Это у нас как раз ОВР специализируется на немедленном обливании помоями любого, кто покинул их сплоченные ряды. Вот хоть Леонтьева спросите.

Последовал, однако, ответный удар: “Независимая” растиражировала коварный план близких к “Отечеству” политологов по дискредитации Путина. План в общих чертах сводился к тому, чтобы руками Запада надавить на Ельцина, заставить его свернуть крайне популярную в народе чеченскую войну и сместить премьера — последнюю его надежду и опору. Информация выглядела более чем достоверной: именно пролужковские СМИ старательно муссируют тему грядущей путинской отставки, ссорят Ельцина с генералами и всячески защищают несчастный чеченский народ, что особенно колоритно выглядит в исполнении бывших рьяных врагов лиц кавказской национальности. Именно лужколюбивые издания особенно активно перепечатывали американские и итальянские разоблачительные статьи о ельцинских и дьяченковских кредитных карточках и о траншах МВФ, тут же переводившихся обратно на Запад. Кстати, скандал вокруг нью-йоркского банка благополучно утих, Наташу Гурфинкель-Кагаловскую полностью оправдали (что не помешало ей гордо покинуть предавший ее банк), а насчет причастности фирмы “Бенекс” к траншам МВФ тоже отчего-то ничего не сообщается: то ли фирма действительно качала на Запад какие-то другие деньги, то ли вся история со счетами оказалась высосанной из пальца. Гул затих, и кто же вышел на подмостки? На подмостки, товарищи, вышел гуманизм. Одно особо ярое лужковское изданьице, процветающее под сенью холдинга “Совершенно конкретно”, вынесло в передовицу слова: “Путин — это война!”. То есть выбирая Путина, Россия выбирает войну. Лужков бы, надо полагать, немедленно покорил Чечню силою убеждения.

Я не говорю о том, насколько забавны американские политики, менее полугода назад наводившие конституционный порядок на чужой территории, побомбившие для порядку несколько мирных колонн и оставившие в Сербии такой гнойник национальной вражды, которого никакие силы ООН не вылечат в обозримом будущем. Тогда, надо сказать, я был в числе немногих, кто отваживался не только осуждать бомбежки, но и желать скорейшего конца режиму Милошевича. По счастью, американцы быстро поняли, что прекращение бомбардировок повалит этот режим гораздо быстрее, чем их продолжение. Популярность Милошевича немедленно упала чуть ли не втрое. Но каково, помилуйте, моральное право всей этой публики, так горячо одобрявшей действия своих ястребов, осуждать наши действия в Чечне, на нашей территории, против людей, куда более опасных, чем Милошевич, — потому что Милошевич, при всех своих прелестях, все-таки мелкий фюреришка, а не крупный бандит? Между тем именно лужковские СМИ активнее прочих тиражируют мнения простых и непростых американцев, осуждающих нашу бессовестную агрессию на нашей же территории. Одна невыносимо гуманная и принципиальная газета, на деле давно прогнувшаяся под несокрушимый блок “ЛЯП” (Лужков-Яковлев-Примаков), осуждает Сергея Шойгу за то, что он не назвал ситуацию с беженцами гуманитарной катастрофой. Не хочет, значит, разделить боль народную. Нет, говорит, катастрофы. Принципиальной газете невдомек, что называть ситуацию катастрофой — дело журналистов, а в устах министра, приехавшего это положение разгребать, такое заявление было бы не болью, а паникой.

Короче, кампания по дискредитации Путина и по отождествлению его с войной, зачисткой и гуманитарной катастрофой в части московской прессы идет более чем активно. Отрицать этот заведомо очевидный факт призвали Сергея Караганова, и в более странном положении видный политолог не оказывался, похоже, еще никогда.

Пресс-конференция Караганова выглядела почти буквально так: “Это заявление (имеется в виду сообщения НГ, ОРТ и РТР об атипутинском заговоре) не соответствует действительности. Оно вызывает брезгливость. Вот, я брезгую (плюет). Оно вызывает гнев. Вот, я гневаюсь (громовой раскат). Оно вызывает смех. Вот, я смеюсь. Ха! ха! ха!”.

Далее политолог сообщил, что, во-первых, никаких контактов с американцами по вопросу смещения Путина у блока ОВР нет и быть не может. Особенную пикантность этому заявлению придавал тот факт, что для проведения своей пресс-конференции Караганов срочно прервал свой визит в США. Последовало уверение в том, что никаких планов по дискредитации премьера блок также не вынашивает. Это, как справедливо заметил Виталий Третьяков, похоже уже на признание в собственной профессиональной несостоятельности: зачем держат политолога, если не для того, чтобы бороться с главным конкурентом? Наконец Караганов осчастливил собравшихся совершенно уже сенсационной гипотезой насчет того, что Путина валит семья. Не его жена с детьми, а известно кто: Семья у нас одна.

Сам по себе политологический прием не нов: надо так внедрить в сознание населения сам термин “семья”, так жестко проассоциировать его с Ельциным и его правлением, чтобы никаких других объяснений президентских действий обыватель не допускал в принципе. Семья смещает премьеров, семья ведет войну, семья повышает цены на бензин — отсюда град разоблачительных публикаций о Березовском и Абрамовиче, Дьяченко и Мамуте. Для разоблачения и поношения Абрамовича годится даже такой экс-друг Дмитрия Якубовского, как нынешний друг “Отечества” Андрей Караулов. Этот прием ложного отождествления с действительно довольно противными людьми до известного времени работал: народ и впрямь почти поверил, что Ельцин — это Абрамович и Березовский под руководством Татьяны Дьяченко. Но поскольку в последнее время Ельцин стал ассоциироваться прежде всего с Путиным, Рушайло, Шойгу и отчасти даже Квашниным, потребовалась новинка. Решено было объявить, что сместить Путина действительно хотят (слишком очевидна развернутая против него кампания в ряде изданий). Но хочет этого семья — или, вернее, часть семьи.

Что тут скажешь? Очень возможно, что Ельцин действительно болен настолько, насколько хотелось бы его противникам. Нельзя исключать, что он во многом неадекватен. Но при всем при том он пока еще отнюдь не идиот и тем более не самоубийца, чтобы валить Путина или терпеть в своем окружении людей, имеющих такие цели. Ибо и самая глупая семья, будь то семья Оппенгейм, семейство Ульяновых или семейка Адамс, все-таки понимает, где кончаются игрушки и начинается борьба за выживание. А единственным условием выживания семьи — при наличии такого разъяренного конкурента, как ОВР, — является неприкосновенность Путина как минимум до июня месяца.

Прелестный аргумент типа “Это не мы, это все они!” срабатывает лишь до поры до времени. Ибо Караганов, по сути, расписался в непрофессионализме политологов, работающих на “Отечество”. Судите сами, какой складывается изящный план: в сентябре — кампания вокруг западных банков, совершенно, впрочем, выдохшаяся. Что интересно, выдохлась она ровно в тот момент, как у ОВР появились более серьезные проблемы, чем травля Ельцина: стало нужно отбиваться от Доренко. В октябре-ноябре американские гуманисты, не успев отереть с румяных лиц гарь сербской войны, начинают изо всех сил давить на Россию, чтобы та свернула чеченскую кампанию. Появляются недвусмысленные намеки насчет того, что пора отставлять Путина. Взлет его рейтингов объясняется исключительно войной (а следовательно, жестокостью нашего народа). И вся эта прекрасная кампания, так бурно раскручиваемая всеми пролужковскими СМИ, не является ничьим сознательным планом? Все эти обстоятельства не используются блоком “ЛЯП” в своих целях? И это говорится после того, как Лужков признался, что верит всем обвинениям в адрес Ельцина, покуда тот их не опроверг?! Ну, товарищи, если две подряд западно-московские антиельцинские кампании являются чистым подарком судьбы, то какова же цена политологам, работающим на “Отечество”? Или их держат только для того, чтобы они публично брезговали, гневались и смеялись?

Что ж, если Караганов с коллегами действительно не приложил руки к этому плану, то поверить в способность Запада упускать такие лакомые куски мы уже совершенно не в состоянии. Там политологи едят свой чизбургер не зря. Там, по всей вероятности, давно сделана ставка именно на ОВР, — и причиной тому даже не глобальные геополитические интересы, не надежды на то, что при Лужкове или Примакове Россия ослабнет, — нет. Конечно, Западу не нужна сильная Россия с сильным и малопрогнозируемым Путиным во главе. Конечно, Западу не может нравиться путинская установка на срочную реставрацию военно-промышленного комплекса. Она и нашим либералам, включая меня, нравиться не может, хотя Путин всего лишь перехватывает наиболее привлекательный тезис своих конкурентов. Но на деле близость республиканцев и блока “ЛЯП” имеет куда более глубокие корни. Приход республиканцев в США, усиление бюрократов, аппаратчиков и льстецов у нас — явления одного порядка. Это реакция на последнее десятилетие мировой истории — десятилетие либерализма и борьбы за права человека. Борьба себя изрядно скомпрометировала, поскольку обернулась бомбежками Сербии, а главный либерал и друг меньшинств еле избежал импичмента на почве своей работы с документами в оральном кабинете. Пришло время республиканского реванша, возмездия консерваторов. А у консерваторов ничего не бывает слегка — они пришли замораживать свободы, завинчивать гайки и утверждать патриотические ценности. Идет нормальный откат, и потому республиканцам куда ближе Лужков и Примаков, чем любой наследник Ельцина. Конечно, Примаков — идейный противник Запада. Зря Караганов предлагает оппонентам “выбирать из двух лжей”: либо Примаков друг Востока, включая Хусейна, либо прозападный политик. И, господа! Бывают такие враги, что ближе всякого друга! Примаков — привычный враг, уважаемый за крутизну и несгибаемость, в высшей степени удобный для оправдания любых собственных действий. Не говоря уж о том, что спецслужбисты всего мира дружат с юношеской пылкостью: у них убеждений мало, так что профессиональная безнравственность роднит лучше всякого идейного родства.

И конечно, Россия, обессиленная изоляционизмом, оттаскиваемая в прошлое, терзаемая реприватизацией, склоками и репрессиями, — куда угоднее Западу, чем страна, во главе которой встанет любой ельцинский преемник. Примаков и Лужков для Запада — настолько родные, удобные и приятные враги, что именно на них здесь давно и прочно сделана ставка. Их хотят. Их вчуже уважают, как Черчилль уважал дядюшку Джо — до Фултона, разумеется. Сила чует силу, патриот — патриота, рыбак рыбака.

И если Сергею Караганову угодно или удобно отрицать этот вполне очевидный факт, остается только подивиться, что происходит с талантливым человеком, к мнению которого привыкли прислушиваться.

Оттого так и тянет вообразить его в затопляемом помещении, где снуют крысы. И потоп налицо (в виде стремительного падения популярности и вызванной этим потерей лица). И крысы не замедлят побежать. Непонятно только, как люди, компрометирующие себя сегодня поддержкой нового тоталитаризма, будут оправдываться в очень скором времени, когда наши гуттаперчевые диктаторы со свистом сдуются на глазах восхищенной публики.

Дмитрий БЫКОВ.


Дмитрий Быков

Русский писатель, журналист, поэт, кинокритик, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МНОГИЕ НЕ ВИДЕЛИ НИКОГДА
МЮНХГАУЗЕН ВЕРНУЛСЯ
БРЭД ПИТТ ПОДАЕТ ДУРНОЙ ПРИМЕР
Бриллиантовая штучка за глазки, али за дело?
ИЗБРАННЫЕ
ЛАДА ДЭНС “ДАСТ, ДАСТ ЭТОТ ВЕЧЕР”
ИЗ “МИСТЕРА” ВЫШЛИ ДВА “ПИЖОНА”
СОВЕРШЕННО НОВЫЙ ЗАВЕТ
МЭТТЬЮ МАККОНАХИ НАРУШИЛ НРАВСТВЕННОСТЬ
Пейзаж вместо битвы
Кого, по Вашему мнению, поддержит Запад на президентских выборах 2000 года?
НАТАША И ВИТЯ ПОД ГОСПИТАЛЬНЫМ МОСТОМ
ПАРА СЛОВ В ЗАЩИТУ ХАМСТВА
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
ФЛИ НЕ СЧИТАЕТ СЕБЯ АКТЕРОМ
ИСКУССТВО ВОЗМОЖНОГО
НЕУГОМОННЫЙ ДЕПАРДЬЕ
ПРОШЛО ВРУЧЕНИЕ НАГРАД Q AWARDS
Цитаты
МНЕ НРАВИТСЯ…
“Отпетые мошенники” Подарят себе фильм
Альбом-хит года “The Miseducation of Lauryn Hill”
Чем, по Вашуме мнению, объясняется прочеченская позиция информационных служб НТВ?
Полезные советы
ОБ ОРГАНИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ ГОСУДАРСТВА И ДЕМОКРАТИИ
РЭППЕР СНИМЕТСЯ В ФИЛЬМЕ РОБЕРТА ДЕ НИРО
U2 – ГОРДОСТЬ ДУБЛИНА
Пускай нам жизнь грозит удорожаньем
НИЗКОБЮДЖЕТНАЯ “МОДНАЯ ЛЮБОВЬ”
Наталья Штурм в стальном плаще
MOLOKO: “Важнее- быть современными”.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРЕТЕНДЕНТЫ НА “ОСКАРА”
КОНЦЕРТ В “BRIDGE SCHOOL”
Аудио
Полезные советы


««« »»»