ПРОЦЕСС НАД ЯКУБОВСКИМ СТАНОВИТСЯ АБСУРДНЫМ

Ольга ПЕСКОВА

Много желающих поставить точку в деле Якубовского. Это означало бы его безоговорочную виновность. Виновность, в которой, похоже, не уверены даже судьи, выносящие приговор.

Впрочем, эта самая уверенность оказывается вещью не обязательной, если в игру вступает такая категория, как НАДО: надо забыть, растоптать, устранить человека. И при этом тем методом, который вызовет минимальный, по сравнению с физическим уничтожением, резонанс.

1. КАРЬЕРА ЯКУБОВСКОГО

Дмитрий Якубовский меньше всего опасался попасть на скамью подсудимых. Люди из его окружения говорили, что он рисковал, вернувшись в январе 94-го в Россию. Слишком много персон, которым “генерал Дима” был поперек горла. Сам Якубовский полагал, что “все счета закрыты”. Блистательная карьера, начавшаяся в 90-м году, когда 27-летний Якубовский становится руководителем рабочей группы МО СССР “по юридическому распоряжению недвижимостью оперативных объединений Западной группы войск”, относится на счет его энергии, обаяния, пробивной силы. О том, какие силы реально стояли за его “восхождением”, знает лишь узкий круг посвященных.

Его феерический взлет рождает ощущение неприкосновенности. Якубовский теряет бдительность, полагая, что есть грань, за которой не может быть предательства или сговора.

Развитие событий перехлестывает даже самую знаменитую американскую мечту. 1991 год – Якубовский получает должность советника правительства РФ по юридическим вопросам, в июле 92-го занимает должность представителя правоохранительных органов в правительстве РФ. Параллельно является заместителем начальника Главного управления радиоразведки, советником Генерального прокурора по международным вопросам. Дмитрий Якубовский меняет погоны лейтенанта запаса на погоны полковника. Вскоре готовится проект документа о присвоении ему звания генерал-майора.

Феноменальная способность Якубовского “устраиваться по жизни” вызывала мало симпатии в высших эшелонах. Однако помогал он, помогали ему, и вся эта круговая порука была щедро приправлена дружескими улыбками и рукопожатиями.

Не возносись высоко – больнее падать будет. Эту мудрость усваивает тот, в ком тонуса мышц и жизненной потенции хватает лишь на мерное хождение у подножия пирамиды, надеясь, что это и есть что-то вроде жизни. Тот, кто не может сдерживать в себе витальный инстинкт экспансии, восхождения, жизни на полную катушку, не подавляя в себе очарование от жизни, от вздоха на полный объем легких, ступает на лезвие ножа. И остается только молиться за него…

1994 год поставил точку на его шикарной жизни между “Метрополем”, где находилась его адвокатская контора, дачей в Жуковке и виллой в Торонто. 21 декабря Дмитрий Якубовский был арестован и препровожден в камеру санкт-петербургских “Крестов”.

Ему инкриминируют соучастие в краже древних рукописей из Санкт-Петербургской государственной библиотеки, стоимость которых оценивается в 300 миллионов долларов. Якубовскому в этом деле следствие отводит второстепенную роль организатора перевозки рукописей из Санкт-Петербурга.

Несмотря на то, что меньше чем через неделю рукописи были найдены и возвращены в библиотеку, маховик правосудия был уже запущен и виновные должны были понести наказание. Интересен лишь тот факт, что непосредственные исполнители преступления осуждены условно, в то время как Дмитрий Якубовский отбыл в “Крестах” два года из пяти, определенных ему судом.

2. ПРЕССА И ЯКУБОВСКИЙ

За эти самые последние два года жизни Дмитрия Якубовского в камере “Крестов” СМИ, казалось, только тем и занимались, что муссировали “клубничную” тему из жизни “генерала Димы”. Даже в 93-м году, на пике его славы, пресса была более индифферентна к его деятельности и частной жизни. А нынче репортеры не гнушаются ни сплетнями, ни откровенными выдумкам. К примеру, публикуя информацию о побеге жены Якубовского Марины, которая, прихватив миллионы своего мужа, сбежала со жгучим бразильцем в Африку. Если у Дмитрия было столько миллионов, которые можно было взять и украсть, почему тогда ему приписывают кражу рукописей из библиотеки из-за долгов?

Что касается Марины, то в течение последнего года она постоянно находилась рядом с мужем в Питере. А предыдущий год жила в Канаде с дочерью, каждый день связываясь по телефону с адвокатами из Москвы и Питера.

Потом появляется информация о том, что Якубовский, находясь в состоянии сексуального возбуждения, избивает сокамерника – кандидата в мастера спорта с криками: “Злой ты!” Однако и здесь присутствует несколько настораживающих деталей: почему потерпевший заявил о факте избиения спустя несколько месяцев? Как Якубовский, не обладающий большой физической силой, мог нанести тяжелые увечья и переломы спортсмену, который был много выше его ростом? Тем более что пребывание в “Крестах” явно не пошло на пользу его здоровью. В заключении у Дмитрия обострились многие старые заболевания, было несколько сердечных приступов.

Странно и то, что как только потерпевший “спортсмен” дал показания, его дело было приостановлено и его освободили. Сидел же потерпевший за контрабанду и оружие. Осталось неясным, почему не было суда над контрабандистом, а сразу после освобождения он уехал за границу. Позже в одной из газет появляется сообщение, что это был случайно оказавшийся в тюрьме человек, бедный, честный и в целом положительный. О том, что “бедный и честный” был задержан в своей машине марки “Ауди”, напичканной огнестрельным оружием, газета умалчивала.

Пожалуй, единственная серьезная улика, которой располагает следствие, это показания личного шофера Якубовского некоего Ананьева. Якобы именно его Дмитрий просил привезти из Санкт-Петербурга “груз”, обещав за это приличную сумму в долларах. В то же время сам Якубовский это отрицает.

Сам Ананьев, увы, безупречной репутации по жизни не имеет. Работал шофером у Андрея Караулова. Был уволен за пьянство. Несмотря на то, что два раза лечился в стационаре от этого недуга. Дмитрий пожалел и взял его к себе. В интервью какой-то газете шофер заявил, что Якубовский из самодурства не платил ему за работу. Однако не сказал истинную причину, почему несколько месяцев он действительно не получал зарплату. Дело в том, что Ананьев по поручению Караулова купил автомобиль, который, как позже оказалось, значился в угоне. До выяснения обстоятельств приобретения автомашины была приостановлена оплата.

Следователи же в свою очередь утверждают, что Ананьев был кристальной чистоты человек и даже не знает, как пахнет спиртное. Однако многочисленные свидетели подтверждают, что не раз видели его в состоянии алкогольного опьянения. Что само по себе не есть грех. Непонятно только, что заставляет г-на Ананьева давать такие показания против Якубовского.

3. ЯКУБОВСКИЙ И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ

Люди, находившиеся долгое время рядом с Дмитрием Якубовским и несколько лет до ареста составлявшие его непосредственное окружение, признавая все его недостатки, между тем выражают полное непонимание происходящего. “Он не мог этого сделать, потому что не мог этого сделать никогда”. Если случайный телефонный разговор мистическим образом превращается в улику, то почему мнение людей, близко и хорошо знавших Якубовского, не может стать аргументом в его защиту?

Люди, с которыми он работал, так характеризуют Якубовского: “Дмитрий – это способный человек, обладающий великолепной памятью, блистательной обучаемостью, быстрым и живым умом, умением мгновенно и верно схватывать суть явления, оценивать ситуацию. К сожалению, все эти великолепные качества не всегда были направлены в нужное русло. Очевидно, желание молниеносной карьеры, власти и быстрый успех вскружили ему голову. Он был блестящим администратором, однако повышенная требовательность к сотрудникам влекла за собой неоправданную грубость и резкость. У него была приверженность к внешним эффектам и жажда славы…”

Из воспоминаний автомеханика Якубовского Александра Виленского, который знал Дмитрия с детства:

“Что касается его достоинств, могу сказать, что Дима обладает огромной работоспособностью. Он помогал всем, кто бы ни обратился к нему. Причем даже тем, которые позже предавали его. Однако даже некоторым из них он помогал повторно. Он просто жалел людей. Понимал, что значит быть в беде.

Что касается его отрицательных качеств – был своенравным и своевольным. Можно сказать “упертым”. У него было нормой позвонить домой в два часа ночи и сказать: “Что, спишь? А ну быстро приезжай, у меня предохранитель полетел”. Однако, если отбросить все его чудачества, парень он нормальный”.

Из воспоминаний Токаревой Нелли Григорьевны, первой школьной учительницы Дмитрия Якубовского, позже помощницы в его делах:

“В 10-м классе Дима потерял отца. В семье оставалось двое младших братьев.

Сразу после школы пошел в армию, простым рядовым солдатом. Он никогда не отлынивал от несения воинской обязанности. Никогда не отказывался ни от какой работы. Это сейчас пишут: жил в “Метрополе” и ездил на лимузинах. Что в молодости он только ни делал – и вагоны грузил, и шофером работал…

В 20 лет после армии на его плечах мама, два брата, которых нужно поднимать. Помог им получить хорошее образование. Что бы ни случилось, он сидит не за себя самого. Кому-то, видимо, это нужно.

Для многих он наглец – вот, пишут, матом ругался. Да, ругался. Но вы думаете, что все те люди, которые мелькают по ТВ – политики и банкиры, – слова матерного не знают? По телевизору это не слышно. А Дима в эфире тоже не матерился.

Что касается его недостатков, то как он всегда готов был помочь, так мог и обидеть небрежным словом. Ему было свойственно некоторое высокомерие. Однако он не был предателем. Даже в детстве. И я уверена, никогда им не станет. Всегда помогал в школе друзьям. Позже создал в школе в подмосковном Болшеве, где он учился, фонд, куда зачислял деньги, помогал школе продуктами.

У него были большие планы. Надеюсь, он их когда-нибудь реализует. Я не верю тем, кто говорит: “Время Якубовского ушло”.

Да, он был опрометчив, плохо разбирался в людях…”

Все, что касается дела о краже рукописей, людям из окружения Якубовского кажется абсурдным. Первое время все были уверены, что это какое-то недоразумение, что все вот-вот разъяснится, и Дима окажется на свободе. Уж очень несерьезный был повод. Мол, Якубовский, такая известная личность, юрист, оказался втянутым в такую криминальную аферу. Хотя в принципе, если это кому-то нужно, то приписать можно было что угодно. В частности, кражу рогов носорога из питерского зоологического музея, которая произошла в ту же ночь.

Странно, почему Якубовскому не приписали и это. Скажете, нет доказательств? Так, в деле о рукописях доказательства строятся в основном на подслушанных разговорах в Канаде Марины с ее друзьями и Дмитрия с Мариной. А что касается рогов, то тут можно задуматься серьезно – всем врачам известно о содержании в рогах вещества, поднимающего потенцию. И может быть, Якубовский просто решил обеспечить себе радостную старость с красавицей женой?..

4. ВЫПИСКИ ИЗ ПРИГОВОРА ЯКУБОВСКОМУ

Как это ни странно, несмотря на запрещение закона исследовать в уголовных делах личные и интимные отношения людей, в деле Якубовского, состоявшего из 30 томов, имелось огромное количество материала, посвященного тому, в каких отношениях были как Дмитрий Олегович сам, так и Марина со своими друзьями и знакомыми. При этом в деле имелись и многие интимные подробности этих взаимоотношений.

Следователи подробно на многих страницах пытались подсчитать количество любовников у Марины и любовниц у Дмитрия. При этом не придавая значения тому, что по телефону люди разговаривают не только с половыми партнерами, но и с родственниками и просто друзьями.

Содержание самого приговора вызывает недоумение по следующим причинам: первая, и притом значительная часть приговора сформулирована так, что очевидна невиновность Якубовского в совершении хищения.

Вначале суд подробно описывает хищение рукописей из государственной национальной библиотеки в начале 90-х и их контрабандном вывозе из России. При этом все это делается без участия Якубовского, по мнению суда, международной преступной группой, к которой он никакого отношения не имел.

Далее суд указывает, что в 1994 году якобы были попытки привлечения Якубовского к деятельности группы, но организаторы похищения попытались использовать его “втемную” (чтобы Якубовский не знал, что производится хищение). При этом суд исходил из того, что преступная группа имела основание бояться Якубовского, поскольку “было известно, что Якубовский – известный адвокат, влиятельный человек, вхожий в правительство России и имеющий там большие связи. Человек, как-то связанный с полицией и КГБ (“генерал КГБ”), и нет никаких гарантий, что если ему прямо предложат участие в краже рукописей, то он вместо согласия на участие не станет заниматься его предотвращением.

Тем более что по своему социальному статусу он вообще не будет говорить на такие темы со случайными или малознакомыми ему людьми. Отсюда следуют выводы, что от Якубовского Дмитрия необходимо попытаться скрыть истинное место совершения кражи и вообще не привлекать его к ее непосредственному совершению…” (выписка из приговора).

Более того, далее суд прямо заявляет, что Якубовский не давал согласия на участие в преступлении. Суд пишет:

“Кража такого ряда предметов рассматривается как международное преступление и преследуется в уголовном порядке во всех странах мира. То есть в случае разоблачения нет шансов скрыться от правосудия, и разоблачение почти неизбежно. Так как при попытке их реализации музеям, библиотекам или на аукционе они будут немедленно опознаны специалистами, кроме того, выяснение факта причастности к такого рода краже по западному менталитету неизбежно влечет за собой для виновного исключение из высшего общества как в области экономики, так и области культуры, науки и религии, искусства и в быту. Потому что с таким человеком никто не захочет иметь дело…”

Далее суд еще раз приводит ряд соображений, из которых сам же делает вывод, что Якубовского кто-то пытается использовать “втемную” и отсюда следует логический вывод, что “при таких обстоятельствах подсудимый Якубовский просто не мог дать своего согласия на участие в подобного рода авантюре или по крайней мере давать определенные обещания”.

5. СОБСТВЕННОСТЬ ЯКУБОВСКОГО

Все это несомненно должно было повлечь оправдательный приговор, однако неожиданно в середине приговор резко меняется, и после различного рода длительных и не очень вразумительных рассуждений по поводу телефонных переговоров и наличия у Якубовского больших долгов суд делает вывод о том, что он все-таки дал обещания переправить похищенные рукописи за рубеж.

Такое неожиданное изменение позиции суда в приговоре может быть связано с неожиданно резким увеличением времени написания приговора, оглашение которого первоначально было объявлено на 9 ноября, а в первых числах ноября поступило сообщение о том, что приговор будет оглашен не ранее 14 ноября.

Как уже было сказано, остальные участники преступления, в частности непосредственные исполнители, находятся на свободе, а в отношении некоторых дело прекращено или вовсе не начиналось каких бы то ни было судебных расследований. Якубовскому же дали 5 лет лишения свободы с конфискацией, по поводу которой долго ликовала вся наша пресса, освещая на все лады событие в светских изданиях.

Во время оглашения приговора Дмитрий попросил сделать перерыв, который впоследствии журналисты окрестили попыткой остановить приговор, дабы не остаться нищим. На самом деле, по словам Дмитрия, он попросил перерыв, потому что видел, что его жена находится в состоянии, близком к шоковому. И счел нужным попытаться ее успокоить.

Что касается непосредственно конфискации – конфисковать можно фактически только галстуки и трусы Якубовского, так как никакой собственности на территории России или других государств Дмитрий не имел. Дача в Жуковке была арендована, и его собственностью фактически являлась только мебель в ней, которую в течение нескольких месяцев после его ареста благополучно унесли “друзья” и близкие, причем отвинтили даже карнизы и настенные светильники. Машины были проданы по смешным ценам, так как они принадлежали юридической конторе Якубовского. Дмитрия о продаже поставили в известность постфактум. Что касается пресловутой виллы в Торонто, то этот дом никогда Дмитрию не принадлежал. Он достался Марине в подарок от ее отца.

6. ДЕТИ ЯКУБОВСКОГО

В феврале – марте в Верховном суде будет рассматриваться кассационная жалоба Дмитрия и его адвокатов по поводу приговора. Остается надеяться на справедливое решение суда. На то, что отбросив факты интимных разговоров по телефону, судьи будут опираться на реальные улики, если таковые имеются.

Увы, все эти понятия – справедливость, дружба, верность подверглись испытаниям, которых не выдержали. Многие “друзья” от Дмитрия отвернулись. Даже те, которым он очень помогал. Остались только самые близкие. И еще – его дети, которые ничего не понимают во “взрослых играх”, а просто ждут, когда он придет.

Дмитрий Якубовский был не раз женат. У него трое детей от разных браков. Он поддерживал отношения со всеми своими детьми. У них было практически все. Теперь 5-летний сын или 8-летняя дочка, видя Дмитрия по телевизору, плачут и спрашивают, когда приедет папа? 4-летняя дочь Дмитрия и Марины Оливия помнит отца только по фото. Как объяснить этим детям, почему их папа в наручниках? Уж на кого-кого, а на злого разбойника Якубовский не похож.

7. АДВОКАТЫ ЯКУБОВСКОГО

У Дмитрия появились свои ангелы-хранители – известный адвокат Генрих Падва, который постоянно находится в Москве, но часто бывает в Питере, естественно, по делам Дмитрия Якубовского, и Ирина Перепелкина, которая находится рядом с Дмитрием каждый день.

Защита старается обратить внимание на всю абсурдность обвинения. Поскольку одно дело – защищать от действительных улик, и совсем другое – когда защищаешь от улик, которые не только не указывают на виновность Якубовского, а, наоборот, всячески его оправдывают.

Генрих Падва:

“Обвинения производят впечатление фантастичности, нереальности сюжета. Они могли родиться в головах людей, жаждущих признать его виновным. Потому что доказательств не существует, а есть только домыслы.

Презумпция невиновности? Да она просто втоптана в грязь.

Из положенных “от 5 до 15″, следующих за преступление по статье 147 “Хищение раритетов”, Дмитрию присудили минимальный срок – 5 лет. Потому что он был обвинен в минимальном соучастии – якобы он должен был только переправить похищенное в Израиль. Но даже этого он не сделал”.

Для Дмитрия и арест, и само обвинение – это шок. Полное непонимание ситуации с его стороны.

Это “Процесс” Кафки. Это “Приглашение на казнь” Набокова. Это как раз тот процесс во имя процесса, а не во имя правосудия. И тем он бессмыслен и страшен.

8. КТО БОИТСЯ ЯКУБОВСКОГО?

А что же пресса? Как всегда, она торопится сделать свои выводы и высказывает предположения о том, кому было выгодно “молчание Якубовского”. Кому было на руку его “схождение с орбиты”. Вспоминают о существовании какого-то компромата на первый эшелон власти, в котором довольно короткий, но емкий период вращался Дмитрий Якубовский. И о том, что Якубовский готовил ряд сенсационных разоблачений. И даже о том, что он пытался поправить финансовое положение, примкнув к международно


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ШУМЕЙКО НАМЕРЕН СОТРУДНИЧАТЬ СО ВСЕМИ. КРОМЕ В.В.Ж
ТВ: НУЖНЫ НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ
ТИГРАН КЕОСАЯН ХОЧЕТ СМЕШИТЬ РОССИЯН
КАК БАНК “ИМПЕРИАЛ” ДОКАЗАЛ СВОЮ ВЕРНОСТЬ ЕКАТЕРИНЕ ВЕЛИКОЙ
ПРИДУМАЙТЕ МНЕ ВРАГА!
У “МИРА” НЕТ МИРА ПОД ОЛИВАМИ?
ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ РОССИИ
НОВАЯ ИПОСТАСЬ БОРИСА БЕРЕЗОВСКОГО
СОЗДАНО ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО СМЕЖНЫМ ПРАВАМ. НЕ ПОТОРОПИЛИСЬ?
И НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО
НА ДВА СЛОВА
ДМИТРИЙ КНУРОВ


««« »»»