Мужское одиночество

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Дебютная режиссерская работа «ОДИНОКИЙ МУЖЧИНА»/A SINGLE MAN известного дизайнера Тома Форда не оставит равнодушным ни одного зрителя. Одни оценят оскароносную игру дуэта Колина Ферта (профессор Джордж Фальконер) и Джулианы Мур (Чарли), другие – психологическую драму об одиночестве Кристофера Ишервуда, которая с годами не потеряла остроты, третьи – великолепную работу художников и оператора во главе с Томом Фордом.
Одинокий мужчина

Сюжет прост. 1962 год, Лос-Анджелес. Карибский кризис. Ядерная война на пороге. Главный герой – гей в возрасте. Восемь месяцев мучительных переживаний после смерти своего любовника Джима (Мэттью Гуд), с которым он прожил 16 лет.  Профессорская жизнь трудна и размышления приводят 52-летнего профессора Джорджа Фальконера к мысли, что без Джима у него нет будущего. Последний день его жизни (и единственный в фильме) преподносит немало сюрпризов. Как у принцессы в захаровском «Обыкновенном чуде», сегодня все удается, и жизнь вновь наполняется красками. Судьба словно нарочно напоминает, как все-таки жизнь прекрасна и сколько неожиданных встреч и событий могут ждать за поворотом. Великолепная игра Колина Ферта подчеркнута гениальной операторской работой Эдуарда Гроу. «Цвет играет очень важную роль в фильме», – говорит Форд. «Если в книге мы как бы находимся в мыслях Джорджа, и таким образом понимаем, что происходит у него в душе, какие он испытывает эмоции в конкретный момент, то здесь мне был необходим способ передать эмоции Джорджа зрителю.  В начале дня, пока Джордж находится в наиболее подавленном состоянии, мы использовали плоский свет и почти бесцветное изображение. Джордж настолько подавлен депрессией, что мир для него абсолютно бесцветен. Когда же Джордж начинает видеть какие-то проявления красоты, всё больше замечать прекрасное в течение дня, и цвета становятся всё более насыщенными, чтобы отразить более приподнятое настроение героя».

Мужское одиночество

Кадр из фильма "Одинокий мужчина"

Режиссер изрядно поработал над сценарием «Одинокого мужчины», дописав и проявив героев второго плана. Из Чарли, старинной подруги Джорджа, одинокой женщины в кризисе «среднего возраста», с помощью Джулианны Мур он сделал знойную красотку на фоне прекрасных интерьеров. Она тоже одинока, тоже боится заглянуть в будущее, но, в отличие от главного героя, все еще цепляется за соломинку, ищет если не страсти, то любви и понимания. И пытается пробудить эти чувства в Джордже, но он неумолим. Его не останавливает ни Чарли, ни случайная встреча с красавцем Карлосом (Джон Кортахарен), готовым последовать за ним куда угодно, ни его студент Кенни (Николас Холт), видящий в профессоре родственную душу, и изо всех сил старающийся спасти его от него самого. «Кенни – это что-то вроде ангела», – поясняет Том Форд, – «Он спасает Джорджа и буквально, и в эмоциональном плане». И все же на конец этого дня Джордж планирует самоубийство, но и здесь судьба преподносит ему сюрприз. Последний и самый ценный.

В своих интервью Том Форд старается убедить зрителя, что, несмотря на то, что герой истории – гей, это простая общечеловеческая история о трагедии, нестоящей любви и одиночестве. В фильме нет ни одной постельной сцены, разве что несколько поцелуев главных героев, фотография голого Джима на пляже,  да любование мужским телом, которое каким-то тайным образом Форду удалось передать глазами мужчины (вероятно сказался его десятилетний креатив в Gucci). Так, что становится неловко, хочется отвести глаза, а воинствующим гетеросексуалам написать при входе в кинозал – «просмотр не рекомендуется».

Том Форд и сам в чем-то очень похож на героя Колина Ферта. Он уже давно всего добился – слава, профессиональный успех, финансовая стабильность. В какой-то момент и его настиг кризис среднего возраста, потеря ориентиров, но ему удалось выбраться. В 2004 году Том Форд основал собственную кинокомпанию «Fade to Black», а в 2005 открыл компанию по производству модной одежды под собственным именем. Дебютная картина сразу же попала в списки призеров международных кинофестивалей, и, как  бы уже к ней не отнеслись зрители, попадет в историю кино. «Думаю, что люди, которые знают меня как фэшн-дизайнера», говорит том Форд, «будут удивлены этой картиной. Фильм – очень личный и отражает меня с той стороны, с которой большинство никогда не знало».


Элла Соколова


Оставьте комментарий



««« »»»