Славянские обереги

Издревле люди на Руси жили в защищенном, обереженном мире. Наши предки считали Землю и Небо живыми существами, супружеской парой, чья любовь и породила все живое на свете.

Сварог – Бог Неба, Отец всего сущего. Макошь – Всеобщая мать, Хозяйка жизни, Дарительница урожая, Мать Земля. А сами люди полагали, что они внуки Дажьбога – сына Сварога, бога Солнца. Из Матушки-природы они черпали силу и мудрость, общались с душами рек, деревьев, рощ, камней и животных. И все для них было наполнено жизнью. Люди шли к воде, чтобы та научила их мягкости, к камням – чтобы те дали твердость, кланялись земле, чтобы та подарила плодородие деревьям и растениям, а они в свою очередь дали людям здоровье.

Жители Древней Руси были едины с миром и несли в сердце Разум и Любовь. В те далекие времена сама природа подсказывала человеку, что поможет ему уберечься от злых сил. А чтобы добрая сила всегда окружала их, берегла и помогала, наши предки стали украшать символами и узорами все предметы быта, которыми пользовались. Так и появились на Руси обереги. Узоры на одежде, резьба и роспись, украшавшие домашнюю утварь и самый дом, – все это обереги, сотворенные с особенным смыслом и для дела.

В культуре Древней Руси огромную роль играли знаки и вещи, которые могли уберечь человека от напастей, продлить ему жизнь, а также привлечь в дом достаток и богатство. Для этого необходимо было лишь «магически защитить» руки и ноги, более всего подверженные ранениям и ушибам, а также защитить энергетические центры и каналы человеческого тела. И то, что позже стало служить украшением, задумывалось вовсе не для красоты, а для сохранения души и жизни человека. Обереги применяли как волшебное средство, спасающее от нечистой силы, хранящее от болезней, сглаза и прочих бед. Они защищали людей, скот, жилище, землю и даже саму страну. Их носили на цепочках или шнурках на шее, пришивали к одежде, цепляли к поясу, вешали у дверей, прибивали к порогу, с ними шли в путь. Их клали малым детям под подушку, брали с собой, когда судились, торговали, любили или воевали. В окружении оберегов люди жили как бы в защищенном мире.

Наши предки приписывали особую силу оберегам в виде водоплавающих птиц. Они верили, что Дажьбог ездит по небу на чудесной колеснице и дважды в сутки пересекает Океан-море на ладье, запряженной гусями, утками и лебедями. Поэтому бог Солнца поможет, если рядом будет птица-оберег. По верованиям древних славян, Мать сыра земля – Всеобщая Мать, Хозяйка жизни, Дарительница урожая. На Руси землю любили, уважали и защищали, и она защищала. Мешочек с пригоршней родной земли носили на груди как оберег. Ею клялись и ей доверяли самые сокровенные тайны. Амулеты с обозначением символа земли защищали от бед и болезней, охраняли человека в дальней дороге, а также способствовали успешной торговле и обретению добра земного. Вода – кровь живой Матери Земли, опора, на которой покоится земля, и водораздел между миром живых и загробным царством. В народе воду называли Матушка Царица. Ее боготворили, как неиссякаемый источник жизни. Жители Руси считали, что она приходит на землю из космоса и на земле становится источником жизни. «Пьем же ту воду, ибо она вся от Сварга к нам жизнью течет, пьем ее как источник жизни божьей на земле» («Велесова книга»). И наносили ее символ, как защитный узор, в виде волнистой, зигзагообразной линии на одежду, дом и домашнюю утварь. С огнем русские связывали возникновение людей. По одной из легенд, боги сотворили мужчину и женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь – самое первое пламя любви. Бог есть огонь, говорили древние.

В те времена люди жили в мире, наполненном Светом, Разумом и живым огнем Любви. Поэтому особую силу имели обереги, выкованные кузнецом из раскаленного железа. К человеку, держащемуся за железо, никакая нечистая сила не приблизится. Не могла она проникнуть и в двери, закрытые на железный засов. Все охранительные силы железа перешли на воинское оружие и снаряжение. Кольчуга и шлем спасали не только от ударов и стрел, но и от вражеского колдовства. Созидатель-Кузнец, повелитель железа и побратим святого Огня, выковывал не только серп и подкову, но и судьбу.

Согласно верованиям древних славян, конь – символ добра и счастья. Мудрость богов порою являлась людям именно через это животное. Стоит вспомнить сказочных Сивку-Бурку и Конька-Горбунка, которые не только оберегали своих хозяев от бед и напастей, но также одаривали несметным богатством, царевной и самим царством. Культ коня связан у русских с почитанием Солнца – крылатые белые кони влекли солнечную колесницу. Именно поэтому коньки – любимый оберег русичей, и любая деревенская изба украшалась их изображениями. Мало того, в основание дома обязательно клали череп этого животного. Вообще, изба уподоблялась коню – охлупень на крыше дома был вырезан в виде головы коня, дом – тело коня, четыре угла – четыре ноги.

Другим излюбленным оберегом для дома служил петух – петухами украшали крыши домов, ведь вся нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Им приписывалась способность «видеть» болезнь, которая во время эпидемий ходила из дома в дом. Поскольку птицы, особенно водоплавающие, служили сильными оберегами, из рук славянских мастеров выходили обереги, сочетавшие тело водоплавающей птицы с конской головой. Пращуры верили, что, имея оберег в виде конька или утицы, они всегда могут позвать бога Солнца – и он непременно придет на помощь. Славяне также верили, что само Солнце – это всевидящее око, от которого никому не скрыться. Священный знак Солнца – крест, иногда его помещали в круг, иногда изображали в виде несущегося солнечного колеса. Летящее колесо было обращено в одну или в другую сторону, смотря какое Солнце хотели изобразить, «дневное» или «ночное». Солнечную символику можно найти и в круглых подвесках-оберегах, входивших в женский убор, и в многочисленных орнаментах на вышивках, вырезали «солнышки» и на входной двери. Как Солнце, почитали люди и Луну. Женские обереги в виде полумесяца с опущенными вниз рогами были распространены на Руси повсеместно. Лунницы носили в составе ожерелий и бус, они даровали женщинам здоровье (особенно по женской части), помощь в деторождении, оберегали от бесов и порчи.

Ковшики, ложечки, ключики, гребешки, топорики, ножички – маленькие копии предметов домашнего обихода также являлись оберегами. Они должны были привлекать и удерживать в избе богатство, сытость и довольство. Вот и подвешивали женщины все эти вещицы на левое или на правое плечо или на пояс. Правда, пояс сам являлся сильным оберегом. С помощью пояса, магического круга, можно было оградить себя от нечистой силы. В поясе, как во всяком круге, заключалась власть, противостоящая нечисти и болезням. По русскому народному поверью, подпоясанного человека ни бес, ни леший не возьмет. Одно из старых названий оберегов – наузы – узлы, плетеные обереги, а также завязанные на особый узел мешочки с заговоренными травами, освященным угольком и родной землицей. Узел сосредоточивает в себе потоки силы, собирает их в мощный пучок. Чем сложнее, чем путанее, вычурнее плетеный узор – тем больше в нем силы. Плетеный узор, нанесенный на предмет или тело, дает ему дополнительную силу и содержание. И тут вспоминаются наши потрясающие пуховые шали и кружева ручной работы, а если они сделаны мастерицей еще и с любовью, то как же велики их обережные свойства!

Смысл плетений и лабиринтов прост – лихой глаз «сломается», поплутав по его плетению, а нечистая сила и вовсе заблудится. Поэтому обережная сила в вышивке присутствует буквально во всем, ведь изображение создается сильнейшим оберегом – иглой, а само вышивание уподобляется плетению узлов-оберегов. Есть обереги, которые можно носить открыто, – это украшения с обережной тематикой: они защищают человека от дурного глаза. А есть обереги-помощники. Их никому не показывают, чаще всего это заговоренные предметы, которые хранят далеко от чужого глаза. Но самый лучший оберег – это все равно чистота помыслов…

Екатерина ПОПОВА.

Полная версия статьи опубликована в журнале “Крестьянка” №01 – 2009.


Екатерина Попова-Гамаюн

Художник и журналист, закончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Член Московского Союза художников, Член творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, Член-корреспондент Международной академии Культуры и Искусства.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Как черт от Ладена
О “Семье” чуть-чуть
«Азбука» со вкусом
«Взгляд» & «Время» Сергея Ломакина


««« »»»