ВИКТОР ИЛЮХИН: “ОНИ ПРИВЫКЛИ ВОРОВАТЬ”

На вопросы нашего корреспондента отвечает председатель комитета безопасности Государственной Думы

– Все ждут нового указа президента о борьбе с коррупцией. Стоит ли, на ваш взгляд, надеяться, что этот указ позволит наказать коррумпированных чиновников?

– Какой бы указ сейчас не выходил, все равно изменить ситуацию невозможно. Для этого нужно изменить власть, потому что нынешняя власть коррумпирована снизу доверху. В отношении Чубайса проводится предварительное расследование и, не дожидаясь результатов, президент назначает его первым вице-премьером. Если начинать борьбу с коррупцией, то Борис Николаевич должен ее начать с себя, со своего ближайшего окружения. Но он и члены правительства этого не сделают: для них бороться с коррупцией – это бороться с самими собой.

Президент сам окружил себя нечестными людьми. Два года держал в кресле генерального прокурора Ильюшенко, который сейчас под следствием. В числе президентских советников был Станкевич, скрывающийся теперь за океаном, поскольку Московская городская прокуратура готова обвинить его в получении взятки. Коржаков и Барсуков были уволены не за промахи в работе, а за то, что задержали людей, выносивших из Белого дома коробку с долларами. Начальник ФСБ по Москве и Московской области Трофимов тоже был уволен не в связи с профнепригодностью, а потому что Чубайс сказал про него “не наш человек”, после того как Трофимов отказался уничтожить материалы по делу о выносе коробки с долларами.

Ни о каких серьезных реформах теперь и речи быть не может, тем более в правоохранительной системе. Их работе мешают две тенденции: им не дают привлекать к уголовной ответственности коррумпированных высокопоставленных чиновников, а параллельно происходит разложение самих правоохранительных органов. На них влияет наше общество, зараженное бациллой стяжательства.

Если нет политической воли, желания навести порядок в стране, ничего не будет, несмотря на новый указ. Я помню, сколько подобных указов уже принято, а эффекта – никакого. Пока высшие чины будут воровать, другие, пониже рангом, тоже будут воровать и злоупотреблять своим положением.

– Может ли Госдума оказать какое-то влияние? Для начала разработать и принять новые законы, направленные на борьбу с преступностью?

– Наш комитет подготовил ряд важных законопроектов, но их принятию препятствует сам президент. Он отклонил принятый парламентом Закон “О борьбе с коррупцией” и Закон “О борьбе с организованной преступностью” и думает, что их заменят какие-то куцые популистские указы, не способные создать единого правового пространства. Нет уверенности, что он подпишет наш новый законопроект “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем”, который Дума рассмотрит 9 апреля.

Этот закон сможет заменить два ранее отклоненных, ведь организованная преступность безбедно существует в основном оттого, что имеет возможность легализовать преступно нажитые деньги. В законе содержатся достаточно жесткие положения, позволяющие возбуждать дела в отношении высоких должностных лиц, под крышей которых процветает организованная преступность: механизм усиления банковского контроля, контроля за доходами и расходами. Причем предусмотрены не только уголовные меры, но и предупредительные, профилактические, предотвращающие преступления.

Тревожит, что в Думе этот законопроект не пройдет – у коррупционеров есть мощное лобби. Фракции “Наш дом – Россия” и “Яблоко” голосовали против Закона “О борьбе и коррупцией” и против Закона “О борьбе с организованной преступностью”.

На словах они поддерживают закон и порядок, но на деле выходит – тот порядок, который другим запрещает, а им разрешает воровать, растаскивать богатства страны. Лично я – против такого порядка.

– Вы были первым, кто сказал, что на самом деле произошло в Доме правительстве той ночью, когда были задержаны активисты штаба Ельцина Лисовский и Евстафьев. Располагаете ли информацией, на какой стадии расследования этот инцидент?

– Генеральная прокуратура планировала до первого апреля закончить расследование (назвать лиц, причастных к этому делу, квалифицировать их действия), но Дума пока не получила официального сообщения об итогах.

Как профессионал могу предсказать: это дело не будет доведено до конца. Хотя его можно было бы быстро завершить: оно не является сложным в плане собирания доказательств, и поскольку, бесспорно, есть состав преступления, его нужно было бы передать в суд и быстро дождаться приговора.

Проблема – не в сложности самого расследования, а в том, что речь идет о высоких должностных лицах – о Чубайсе и Илюшине, которые сейчас недоступны для прокуратуры. А также в том, что данный эпизод напрямую затрагивает деятельность избирательного штаба Ельцина во время президентской кампании. Налицо явное нарушение российского законодательства о выборах президента. В связи с этим возникает сомнение в легитимности Ельцина как главы государства. По этим двум причинам генпрокуратура и не в состоянии преодолеть барьер – закончить это дело и передать его в суд.

Россия настолько привыкла к воровству и казнокрадству, что любые рациональные предложения на законодательном уровне отвергаются исполнительной властью. Они уже привыкли так жить, привыкли воровать – это их образ жизни и образ мысли. Они пытаются всей нации навязать свой идеал.

Беседовала Ольга ЦАРЕВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Десятка
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
ДЕНЬГИ – ЗЛО ОСОБЕННО КОГДА ОНИ РАДИОАКТИВНЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ РЕАЛЕН
ДЕНЬ АКЦИИ ПРОТЕСТА
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: САММИТЫ КОНЧАЮТСЯ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
ЧТО ПРОИСХОДИТ С НЕФТЬЮ И ГАЗОМ?
КУРСКИЕ АНОМАЛИИ, ИЛИ СЛОВО О КРЕДИТЕ, В КОТОРОМ НУЖДАЕТСЯ ЕГОР ГАЙДАР
ПЛАТНЫЙ СЫР В БЕСПЛАТНЫХ МЫШЕЛОВКАХ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ПОЛИТИКОМ – БУДЬ ИМ
ИСТРИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
РЫБНЫЙ ДЕНЬ
И сотворил он “Птичье молоко”
ПОСЫЛОЧКА ПОТОМКАМ
Мы надеемся стать влиятельной политической силой
ПОЛИТИЧЕСКИЙ REMAKE НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
ЧТОБ В ВОДЕ НЕ ТОНУЛИ И В ПЕЧИ НЕ СГОРЕЛИ
Шопинг по-русски


»»»