ОТ ГОЛОВЫ ПРОФЕССОРА ДОУЭЛЯ – К ПАЦИЕНТУ ДОКТОРА ФРАНКЕНШТЕЙНА

Поднявший меч, от меча и погибнет.

Как аукнется, так и откликнется.

Подобное лечат подобным.

Список высказываний на тему “око за око” можно продолжать еще очень долго, поскольку нет народа, который на уровне пословицы или цитаты из художественного произведения не указал бы потомкам на то, что выбивая кому-нибудь глаз, сильно рискуешь остаться без собственного.

Бумеранг, со свистом бьющий по лбу экс-премьера Примакова, фанаты программы блистательного политобогревателя Сергея Доренко не так давно имели возможность наблюдать в эфире ОРТ со всею отчетливостью. Новостийный hit-maker подробно и доходчиво поведал населению о болезнях опорно-двигательной системы, которыми страдает Евгений Максимович. Как смачно это было сделано! Кровь лилась рекой и волосы вставали дыбом. Когда ведущий воскресного политшоу в кровавых подробностях описал предстоящую Евгению Максимовичу операцию, бедняга от избытка чувств аж лицо потерял и тут же, спустя 10 минут, позвонил – как рядовой гражданин – в прямой эфир Киселеву (НТВ), чтобы подробно рассказать о своих творческих планах и заверить зрителей, что, мол, здоров как никогда.

Однако, не бывает следствий без причин.

Все последние годы неугомонная оппозиция с жарким сладострастием, сравнимым лишь с экстазом генпрокурора в процессе орального секса, переживала каждое недомогание Ельцина. Недовольные властью настойчиво ратовали за безупречно здоровое тело президента. Как рвались они отнять у приболевшего царя Бориса заветный ядерный чемоданчик! Как трепетно переживали каждую простуду!

С подачи простодушных депутатов тема здоровья стала навязчиво педалироваться, что и послужило причиной поворота медали обратной стороной.

Отечественные больные

Известно, что подавляющее большинство великих мыслителей не имели крепкого здоровья и страдали не только физическими, но и психическими недугами.

Фридрих Ницше, подлинный идейный вдохновитель большевиков (породивший идею того самого сверхчеловека, которого отечественные революционеры первого поколения безуспешно пытались взрастить на отечественной почве), был тяжело болен всю жизнь. “Врачи и историки до сих пор не сумели определить диагноз. Одни считают, что это был сифилис, другие утверждали, что прогрессивный паралич может иметь и иное, не сифилитическое происхождение,” – пишет Александр Эткинд, – “Ницше был почти слепым и тяжело страдал от головных болей, с которыми справлялся все увеличивающимися дозами наркотика.”

Зачарованный идеей сверхчеловека В.И.Ульянов (Ленин) страдал (забавное совпадение) тем же недугом. Данные вскрытия выявили “неизлечимый болезненный процесс в сосудах (давний склероз сосудов мозга в связи наследственным предрасположением к склерозу).” Диагноз “прогрессивный паралич” в заключении о смерти не упоминался и был заменен куртуазным выводом, что склероз явился последствием “чрезмерной мозговой деятельности”.

Иосиф Сталин страдал тяжелой формой гипертонической болезни и все тем же атеросклерозом. К этому, правда, добавились и тяжелые психические нарушения.

Коммунистические лидеры более позднего образца не были такими уж великими вождями, но и их здоровье оставляло желать лучшего.

Леонид Брежнев мучился “атеросклерозом аорты с развитием аневризмы ее брюшного отдела, стенозирующим атеросклерозом коронарных артерий, ишемической болезнью сердца с нарушением ритма, рубцовыми изменениями миокарда после перенесенных инфарктов.

Юрий Андропов болел “нефритом, нефросклерозом, вторичной гипертонией, сахарным диабетом, осложнившимися хронической почечной недостаточностью”. Далее в официальном заключении пишется, что с февраля 1983 года Андропов в связи с прекращением функции почек находился на лечении гемодиализом (то есть был полностью инвалидизирован), но, тем не менее, добавлю от себя, успешно руководил страной еще целый год.

Следующий генсек Черненко длительное время “страдал эмфиземой легких, осложненной сердечно-сосудистой недостаточностью, хроническим гепатитом, приведшим к циррозу печени”. Эти образцовые коммунистические лидеры правили страной до последнего вздоха, а их товарищи по партии даже пикнуть не смели по поводу недееспособности своих руководителей.

Так что все эти истерики по поводу состояния здоровья Ельцина, и связанные с его болезнями многословные рассуждения о том, что первое лицо страны должно быть физически здорово, свидетельствуют лишь о скудном образовании взращенных в комсомольских банях номенклатурщиков, и короткой их памяти.

Заморские больные

Наш alter ego Америка стала проявлять пристальное внимание к состоянию здоровья руководителей страны после смерти Рузвельта, хотя и впоследствии американусы избирали далеко не самых здоровых президентов. И если углубиться в историю этой славной державы, становится очевидным, что физическая немощь лидеров премного способствовала процветанию Соединенных Штатов.

Джордж Вашингтон страдал тяжелейшей чахоткой и тем не менее стал первым президентом США, ликвидировавшим английское господство и обеспечившим независимость Соединенных Штатов.

Вудро Вильсон, 28-й президент США, носил в себе целый букет неизлечимых заболеваний, что не помешало ему в 1917 году объявить войну Германии. Врачи думали, что несчастный вот-вот сыграет в ящик, а он подготовил в 1918 году знаменитую программу “Четырнадцать пунктов”.

Даже цветущий Дж.Ф.Кеннеди страдал тяжелым заболеванием почек и мучился страшными болями в спине.

Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент США, переболевший в 39 лет полиомиелитом, четырежды избирался, хотя не мог самостоятельно передвигаться. Его инвалидность была очевидна всей стране, но президента высоко ценили и нигде его недуг открыто не обсуждался.

Только после войны тема здоровья президента стала предметом публичного обсуждения. 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр перенес тяжелейший инфаркт и в течение четырех месяцев своего правления находился между жизнью и смертью. Все его президентские обязанности в этот период исполнял Линдон Джонсон. Страна ежедневно получала информацию о состоянии его здоровья, причем достаточно подробную: “Президент сменил пижаму, поскольку старая стала очень грязной”. Или: “Президент помочился в бутылку из под молока, поскольку не было свободного судна.” После инфаркта Эйзенхауэр перенес тяжелую операцию на кишечнике. А через несколько месяцев его снова избрали президентом!

Практически здоровых президентов США было только трое: Джеймс Бьюкенен, Герберт Гувер и Келвин Кулидж, которые, как показала история, ничего выдающегося для отечества не сделали.

А цветущий Билли Клинтон, хоть и вывел страну из бюджетного дефицита, но в истории останется как автор скандального пятна на платье стажерки Моники Левински, ознаменовавшего собой бесповоротный отход от христианских норм нравственности.

История вопроса

Повышенное внимание к здоровью лидера имеет вполне конкретные исторические предпосылки. Древние люди были искренне убеждены, что их процветание напрямую зависит от молодости и здоровья царька или вождя племени.

Например, проживавшие в районе Белого Нила шиллуки по словам этнографа Селигмена были “убеждены, что не следует допускать, чтобы вождь старился и болел: вместе с его одряхлением начнет болеть и перестанет давать потомство скот, на полях сгниет урожай и все больше людей будет умирать от болезней.” Соплеменники безжалостно убивали своих поизносившихся царьков, с целью уберечь себя от разного рода напастей.

Причем способы бывали самыми изысканными.

Если, например, вождь племени фазокль был не способен три дня кряду выполнять свои царские обязанности, ему на шею одевали петлю с двумя прикрепленными к ней лезвиями и вешали на дереве. Под тяжестью тела петля стягивалась и лезвия вонзались ему в горло. Кровищи было…

Царьки легко лишались жизни за первый седой волос, выпавший зуб, болезнь или, что самое ужасное, половое бессилие. Любая жена могла сплавить несчастного. Юрий Скуратов, у которого по его собственному аудио & видео признанию (отсылаю к “Авторской программе Сергея Доренко”), впервые за многие годы “получилось” лишь при интенсивных процедурах, выполненных двумя работящими профессионалками, – не имел бы шансов возглавлять прокуратуру в таком суровом племени.

Когда же человечество слегка поумнело, правила игры стали меняться. По данным знаменитого этнографа Джеймса Джорджа Фрэзера, в племени джуко, проживающем и поныне в районе реки Нигер, с представителем власти поступали следующим образом: “Когда влиятельным лицам племени начинало казаться, что царек засиделся на троне они объявляли, что “правитель болен”. Смысл этой формулы был известен всем: царька собираются убить, хотя намерение это никогда не высказывается явно.”

К северо-западу от Абомея, древней столицы Дагомеи, находилось царство Ойа, которым правил абсолютный монарх. Когда народ бывал недоволен правлением (а недовольство искусственно возбуждалось приближенными царька), к монарху посылали посылали посольство, котрое должно было убедить царя, что бремя забот его премного утомило и ему пора “выспаться”. Полномочия посольства удостоверялись яйцами попугаев, приносимых в подарок царьку. Получив яйца, монарх благодарил подданных за проявленную заботу и отдавал приказ женам задушить себя. Приказ приводился в исполнение незамедлительно. Однако в 1774 году правитель Ойо отказался принять яйца, сказал, что вовсе не устал и спать не хочет, после чего утопил оппозицию в крови и правил до самой смерти. Но обычай этот, тем не менее, просуществовал вплоть до начала двадцатого века.

Ограниченный срок правления, кстати, тоже пришел из древности. “Многим народам, – писал Фрэзер, – представлялось более безопасным не дожидаться признаков телесной немощи, а умерщвлять правителя в полном расцвете сил. Такие народы ограничивают монархическое правление определенным сроком, по истечении которого властитель должен умереть; причем срок правления устанавливался непродолжительный, чтобы не допустить деградации избранника”.

Пока правителей убивали, народ спокойно занимался своими делами, не мешая полит-тусовке решать свои проблемы.

У наших предков славян подобные обычаи были столь же широко распространены: когда захваченные в плен Гунн и Ярмерик убили князя и княгиню славян, а затем пустились в бегство, язычники кричали им вдогонку, чтобы они возвратились и правили вместо убитого лидера. Ребята не послушались, благодаря чему и выжили.

В здоровом теле – здоровый …

А ведь здоровый молодой вождь – фигура достаточно непредсказуемая. Во-первых, самцу доклимактерического возраста похоть и вправду туманит интеллектуальную деятельность (недаром великий режиссер Луис Бюнюэль честно признался на старости лет, что, когда гормон уснул, он увидел мир другими глазами), во-вторых избыток здоровья очевидным образом отвлекает от мыслей о вечном (хочется побегать, попрыгать, пожрать, ублажить свой организм каким-нибудь излишеством), в-третьих – отсутствие здоровья, лишая человека многих радостей жизни, лишает его и дорогостоящих соблазнов.

Впрочем, понятие здоровья само по себе относительно. Как отметил французский мыслитель Hippolyte Taine, человек от природы безумен и тело его больно. Ясность мысли, как и состояние полного здоровья есть мимолетная удача, приятное нарушение нормы.

“Мама, мы все тяжело больны, мама мы все сошли с ума” – пел Виктор Цой о молодом поколении и о человечестве вообще.

Другой француз, Marcel Jouhandeau, считал, что появление человека в природе само по себе патология. Взаимоотношения homo sapiens с природой, Богом, себе подобными и самим собой нездоровы, поэтому каждый человек болен по определению.

И вообще, выйти из строя может любой вполне здоровый организм. Такие печальные события как кровоизлияние в мозг часто случаются с молодыми, физически здоровыми мужчинами, причем без всякой предварительной симптоматики. Вот и Николай Бордюжа, несмотря на отличную (по крайней мере с виду) физическую форму слег с инфарктом, проработав в Кремле всего ничего. И где он теперь?

Кристофер Рив, голливудская звезда, исполнитель роли супермена, стал общественным деятелем, именно после того как, в расцвете лет упал с лошади и сломал себе шею. Он не может даже самостоятельно дышать, и, тем не менее, активно занимается общественно полезной деятельностью.

Если же говорить о руководителе страны, то главное, все же, чтобы мозг нации хорошо соображал, а если он при этом мочится в постель, то это его личная трагедия. Голова профессора Доуэля – вот отличный президент. Такой не напьется, ручек нет, и не споткнется, ножек нет. Помочиться на колесо лимузина тоже не сможет. Этого нет. И никаких пятен.

Если же главным объявить физически здоровое тело, то найдется и на этот случай не менее известный персонаж – пациент доктора Франкенштейна в обработке Мела Брукса. Молодой Франкенштейн был одержим идеей создать совершенного человека, для чего решил совместить двухметроворостое крепкое тело с мозгом ученого. Но его помощник в последний момент перепутал сосуды и принес в операционную мозг дебила. В результате получился здоровый идиот с безупречной потенцией. Этот милый персонаж отличался крайней агрессивностью и обладал выдающимися талантами исключительно в половой сфере.

Но это в кино. Появись он на свет в российской действительности генерала Макашова, его ждала бы блестящая карьера в латентно-гомосексуальном братстве пропитанных тестостероном псевдоборцов за социальную справедливость.

В здоровом теле далеко не всегда гнездится здоровый дух, а дурная голова, как известно, ногам покоя не дает. “Кто свободен от всякого рода знаний, – подметил две с половиной тысячи лет тому назад великий мудрец Лао-Цзы, – тот никогда не будет болеть”, что в переводе на русский означает “чем тупее, тем здоровее”. Так что приход к власти физически здорового президента, не несет в себе ничего особенно хорошего.

Да и вообще “здоровье – всего лишь слово, которое без всякого ущерба можно вычеркнуть из словаря.” Эти мудрые слова принадлежат перу французского писателя Jules Romains, который к концу жизни пришел к выводу, что все люди “в той или иной степени больны, большим или меньшим количеством болезней, развивающихся быстрее или медленнее.”

А нашим ретивым кандидатам на президенсткий пост лучше не пускать в ход оружие, которое может быть с легкостью обращено против них самих. Доренко блестяще крыл тузом воскресного эфира всю колоду фальшивых причитаний по поводу президентских недугов. Здоровых ведь нет, так что “не рой другому яму…”

М.ЛЕСКО


М. Леско


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Пенки
ПРОЕКТ “ТЯП-ЛЯП”
Сага о генпрокуроре (и его девчонках)
“РУССКИЙ РАЗМЕР” ПРОТИВ ЖЕСТОКОСТИ ОБЩЕСТВА
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ПОДКРАВШИЙСЯ НЕЗАМЕТНО
ПРОЩАЙ, АМЕРИКА?
Цитаты. МАКСИМ ЛЕОНИДОВ
Вторая юность Евгения Примакова
СЕРДЕЧНЫЙ МЕД
Я САМА – ПРО ЭТО. НЕ КРАСНЕЯ
ПРОДЕЛКИ ТРОЛЛЯ
ВОПРОС НЕДЕЛИ
ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ:
ВОПРОС МЕСЯЦА
ВОПРОС НЕДЕЛИ
ВОЗВРАЩЕНИЕ “КОРОЛЕВЫ ДИСКО”
Ночным клубам Москвы угрожают террористы!
ОБРАЗЕЦ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФИГУР ПРИ ГАДАНИИ НА ЧАЕ
ПОЛИТИКА И УГОЛОВЩИНА
О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТА
Профессор Лебединский и Илья Олейников снялись в кино.
ВОПРОС СЕЗОНА
СЛЕДИТЕ ЗА РЕКЛАМОЙ


»»»