Неистовый Бондарчук

Сергей БОНДАРЧУК, гениальный режиссер и великолепный актер советской эпохи, принадлежит Миру Кино. Он стал самым молодым народным артистом СССР, он Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, Сталинских и Государственных премий СССР и РСФСР, был депутатом Верховного Совета. Но прежде всего в памяти народной Сергей Федорович остался Андреем Соколовым из пронзительного фильма “Судьба человека” и создателем грандиозного кинополотна “Война и мир”.

Сергей Бондарчук родился девяносто лет назад – 25 сентября 1920 года в селе Белозерка Одесской области на Украине. Ростов-на-Дону в начале тридцатых годов стал новым местом жительства семьи Бондарчуков. От природы чувствительный к прекрасному, Сережа, впервые попав в театр, “заболел” сценой. Записавшись в театральный кружок, талантливый юноша очень быстро стал местной знаменитостью. А когда в город из Москвы приехал Юрий Завадский с группой своих актеров для усиления местной труппы и объявил о наборе в студию при театре, Сергея отметили сразу же и приняли в первую очередь. Но все планы спутала война. Уйдя на фронт добровольцем, он прошел Великую Отечественную, как говорится, от звонка до звонка. Демобилизовавшись, юноша в Ростов не вернулся, а поехал в Москву и поступил во ВГИК. Причем его сразу же взял на третий курс в свою мастерскую один из мэтров – Сергей Герасимов. И дебютировал Сергей в кино тоже в фильме мастера – сыграл одного из руководителей краснодонского подполья Валько в картине “Молодая гвардия”.

Роль по объему небольшая, но уже следующие ленты стали поворотными в творческой биографии Бондарчука и вознесли молодого актера на вершину творческого Олимпа. Сыграв главные роли в фильмах “Кавалер Золотой Звезды” и “Тарас Шевченко”, он был удостоен Сталинских премий. Руководство Украинской ССР решило за роль Шевченко представить его к званию “народный артист УССР”. Но такие действия без согласия Кремля в то время не дозволялись. Требовалось разрешение Самого. Сталин, ознакомившись со списком предлагаемых народных артистов, немного подумав, произнес: “Ну почему на Украине думают, что великий Кобзарь принадлежит их республике. Тарас Шевченко – это гордость всего советскогого народа”. И сделал историческую приписку на этом документе: “Присвоить звание народного артиста СССР Бондарчуку Сергею Федоровичу”. Такого в практике советского кино еще не было.

Как-то сложилась и личная жизнь актера. Тогда на съемках “Молодой гвардии” все переженились: Нонна Мордюкова с Вячеславом Тихоновым, Муза Крепкогорская с Георгием Юматовым, а Бондарчук стал мужем Инны Макаровой, блестяще сыгравшей Любку Шевцову. Скоро у молодоженов родилась дочь. Сегодня Наталья Бондарчук не только состоявшаяся актриса, но и талантливый режиссер. А вот в детстве ее воспитанием молодые родители заниматься не имели возможности. Даже во времена малокартинья Бондарчук и Макарова постоянно снимались. Фильмы “Попрыгунья” и “Отелло” принесли Сергею европейскую славу. На съемках последнего Сергей Федорович влюбился в свою партнершу, красавицу Ирину Скобцеву (Дездемона). О романе мужа узнала Макарова и сразу же вылетела в Крым, где Сергей Юткевич снимал фильм. Прилетев в Симферополь, Инна Владимровна зашла на рынок и купила огромную соленую рыбину. Дама без комплексов, появившись на съемочной площадке, она устроила настоящее побоище: отхлестала соперницу этой рыбиной по лицу… Но демарш только ускорил бракоразводный процесс. Ради любимого Сережи Ирина Константиновна сознательно принесла себя в жертву. Взвалив на свои плечи заботу о доме, актрисе пришлось отказываться от многих предложений киностудий. Она родила двоих детей – Алену и Федора и постаралась сделать так, чтобы бытовые проблемы не отвлекали мужа от творчества.

Пришло время, когда Бондарчук решился на первую режиссерскую работу. Дебютом стала экранизация рассказала Михаила Шолохова “Судьба человека”. Михаил Александрович был любимым писателем Бондарчука, и он еще не раз будет обращаться к творчеству мастера. А когда во времена Горбачева начнется очередное гонение на нобелевского лауреата, он первым встанет на защиту советского классика. Но эти времена наступят в переломные для СССР 80-е годы. А после всемирного успеха “Судьбы человека” режиссер взялся за экранизацию великого романа Льва Толстого “Война и мир”. Сомневались почти все. Тогдашний директор “Мосфильма”, всесильный Иван Пырьев, остановив как-то Бондарчука на киностудии, многозначительно сказал: “Сережа, не надорвись! Ведь эти четыре тома даже поднять трудно”. “Ничего, мы крепкие, – произнес Сергей Федорович. – Выдюжим”. Одной из тех, кто верил в режиссера, была министр культуры СССР Е.Фурцева. Екатерина Алексеевна помогла привлечь для съемок необходимые финансы, заручилась участием в массовых сценах военнослужащих Советской Армии. Это было делом престижа, ведь на экранах мира демонстрировалась американская версия романа, сделанная одним из лучших голливудских режиссеров Кингом Видором с участием звезд – Одри Хепберн, Авы Гарднер, Генри Фонды, Мела Феррера и Витторио Гассмана.

Фильм Бондарчука стал не просто лучшей экранизацией, но и событием вселенского масштаба. Даже американцы признали советскую картину выдающимся произведением, присудив ленте “Война и мир” премию “Оскар” как лучшему зарубежному фильму. На церемонии награждения золотую статуэтку получала Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову. Режиссер-постановщик приехать в Америку не смог, перенеся на ногах во время съемок два инфаркта, он долго лечился, а “Война и мир” собирала награды и имела беспрецедентный кассовый успех в прокате. Только долго “отдыхать” Бондарчук не мог. Один из самых успешных продюсеров Запада Дино Де Лаурентис пригласил Бондарчука снять еще один супер-колосс – “Ватерлоо”. В этой масштабной ленте Наполеона сыграл выдающийся актер Род Стайгер. И снова Бондарчук поразил масштабом своей постановки, собрав рекордную сумму сборов с кинопроката.

За постановку Дино Де Лаурентис заплатил Бондарчуку миллион долларов. Понимая, что деньги заберет государство, Сергей Федорович открыл свой счет в одном из швейцарских банков. На Лубянке это сразу же стало известно, и когда режиссер вернулся в Москву, его пригласили в КГБ, чтобы указать на недостойное поведение. Бондарчук догадывался, о чем пойдет разговор. И когда он услышал: “Сергей Федорович, нехорошо как-то. Надо бы вернуть деньги”, достал пачку западных газет и журналов, где были запечатлены фотографии сыновей членов Политбюро Подгорного, Кириленко и других кремлевских отпрысков рядом с убитыми слонами, леопардами и другими экзотическими животными во время сафари. Такие удовольствия стоят очень больших денег. “Я не хочу оплачивать забавы этих ублюдков”, – только и произнес Бондарчук и спокойно покинул кабинет. Историю замяли, и режиссер вновь стал снимать фильмы. Еще один международный проект – “Красные колокола” был не вполне удачным, но тем не менее завоевал Гран-при на Международном кинофестивале в Карловых Варах. После совместных с зарубежными кинематографистами картин режиссер вернулся к работе по произведениям отечественных классиков. Были экранизированы шолоховский роман “Они сражались за Родину”, чеховская “Степь” и пушкинский “Борис Годунов”.

А потом был злополучный V пленум Союза кинематографистов СССР, на котором зарвавшиеся члены Союза, ничего собой не представлявшие в творческом плане, скорее всего, из чувства зависти решили расквитаться с более талантливыми мастерами экрана. Тогда были преданы анафеме такие гиганты, как Юрий Озеров, Станислав Ростоцкий, Евгений Матвеев, а главный удар был нанесен Бондарчуку как главному державнику. Через некоторое время представительная делегация Союза кинематографистов была приглашена в Америку. Бондарчука брать не хотели, но американская сторона настаивала на его приезде, иначе грозилась вовсе отменить этот визит. Самолет в аэропорту встречала огромная толпа журналистов и репортеров крупнейших теле- и радиокомпаний США. Первыми из авиалайнера вышла группа “киноперестройщиков”, но американские журналисты не обратили на них никакого внимания. Их интересовала только персона Бондарчука, живого классика, обладателя премии “Оскар”. А он ступил на трап последним. Красивый, с роскошной шевелюрой седых волос, он шел медленной походкой. Яростный в творчестве, в эти минуты Сергей Федорович олицетворял само спокойствие.

Бондарчук давно мечтал экранизировать великий роман “Тихий Дон”, к которому до него уже дважды обращались советские кинематографисты. Первая постановка была еще немой, а фильм Сергея Герасимова имел грандиозный успех. Зная о желании ученика снять свою версию романа, Сергей Аполлинариевич как-то попросил Бондарчука: “Сережа, пока я жив, не снимай “Тихий Дон”. Сережа обещал и сдержал свое слово. А когда учителя не стало и Бондарчук был готов перенести на экран роман Шолохова, у государства не было денег на кино. Тогда Сергей Федорович обратился к западным продюсерам и нашел в Италии человека, готового вложить деньги в экранизацию. Обрадованный режиссер подписал контракт, не вдаваясь в тонкости этого документа. И потом очень пожалел об этом. Оказалось, что снятый им материал является собственностью продюсера, с которым тот волен поступить, как ему вздумается. Продюсер решает все творческие вопросы и даже исполнителей утверждает он. К своему удивлению, Сергей Федорович узнал, что Григория Мелехова будет играть англичанин Руперт Эверетт, откровенный гей. Аксинью играла тоже иностранка, Дельфин Форест, имеющая о казачках весьма смутное представление. Но несмотря на это, Бондарчук яростно взялся за съемки своего “Тихого Дона”, словно чувствуя, что это будет его последняя картина.

Дорого обошлась ему эта лента. От безысходности порой опускались руки. Сергея Федоровича не допустили и к монтажу, потом и весь съемочный материал осел в сейфах продюсера. А со здоровьем дела стали совсем плохи. 20 октября 1994 года Сергея Бондарчука не стало. Судьба последнего детища великого режиссера долгое время была неизвестна. Но кое-как удалось договориться с продюсером. За монтаж полученного материала взялся сын мастера – Федор Бондарчук. Имея только третью часть отснятого фильма и не обладая талантом отца, он подготовил “Тихий Дон” к показу. Картина вызвала горькое разочарование.

Федор сделал все, что было в его силах, – сказал мне как-то Владимир Гостюхин, снявшийся в этом телесериале в роли Петра Мелехова, брата Григория. – Лучшие дубли так и не появились в России, а ведь это мог быть вполне достойный фильм…

Да, это трагедия гения. И тем не менее имя неистового Сергея Бондарчука, ставшего бессмертным уже после создания фильмов “Судьба человека” и “Война и мир”, навсегда останется в истории мирового кино, а фильмы мастера будут волновать зрителей еще много-много лет. Такова судьба настоящих произведений искусства.


Владимир Вахрамов


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Настоящих буйных мало
Коротко
Наше кредо – качество и свежесть
Сидишки
«Слот» сыграет с Limp Bizkit
DVD-обзор
Наш паровоз, вперед лети!
Театральный форум “Золотой Витязь”
Новости
На сцене я, как рыба в воде


««« »»»