И сотворил он “Птичье молоко”

На­вер­ное, нет та­ко­го че­ло­ве­ка в Москве, ко­то­рый бы ни­ко­гда не про­бо­вал торт “Пти­чье мо­ло­ко”. Между тем да­ле­ко не все знают, что этот торт – не ре­зуль­тат на­род­но­го твор­че­ства, а изоб­ре­те­ние кон­крет­но­го че­ло­ве­ка. А имен­но – Вла­ди­ми­ра Ми­хай­ло­ви­ча Гу­раль­ни­ка, на­чаль­ни­ка кон­ди­тер­ско­го цеха ре­сто­ра­на “Прага”, за­слу­жен­но­го ра­бот­ни­ка тор­гов­ли Рос­сии.

Вла­ди­мир Гу­раль­ник при­шел в ре­сто­ран “Прага” в ок­тяб­ре 1955-го – сразу же после его от­кры­тия, при­уро­чен­но­го к де­ся­ти­ле­тию осво­бож­де­ния Праги.

Так он свя­зал свою жизнь с кон­ди­тер­ским ис­кус­ством. И в бу­ду­щем не жалел об этом. Ему было ин­те­рес­но, да и ка­рье­ра про­дви­га­лась до­воль­но успеш­но.

В 1965 году Гу­раль­ни­ку было при­сво­е­но самое вы­со­кое про­фес­си­о­наль­ное зва­ние – ма­стер-кон­ди­тер. Через три года стал на­чаль­ни­ком кон­ди­тер­ско­го цеха. Сна­ча­ла было труд­но, но с дру­гой сто­ро­ны, он хо­ро­шо уже знал и тех­но­ло­гию, и свой кол­лек­тив.

В те годы ре­сто­ран “Прага” спе­ци­а­ли­зи­ро­вал­ся на чеш­ских на­ци­о­наль­ных блю­дах. Тесно со­труд­ни­чал с чеш­ски­ми ку­ли­на­ра­ми. Наши по­ва­ра и ку­ли­на­ры ре­гу­ляр­но ез­ди­ли в Че­хо­сла­ва­кию и при­ни­ма­ли груп­пы с от­вет­ны­ми ви­зи­та­ми. Кон­ди­тер­ский цех тоже ори­ен­ти­ро­вал­ся на чеш­скую кухню. При­е­хав­ший чех-кон­ди­тер по­ка­зал, как нужно пра­виль­но де­лать торт “Прага”. Ре­цеп­ту­ра этого торта была разо­сла­на по всей стране по линии Тре­ста ре­сто­ра­нов и сто­ло­вых, ку­ри­ро­вав­ше­го тогда весь об­ще­пит (те­перь это неред­ко обо­ра­чи­ва­ет­ся про­тив по­ку­па­те­лей: желая по­лу­чить мак­си­маль­ную при­быль, ком­мер­че­ские струк­ту­ры вы­пус­ка­ют жал­кое по­до­бие зна­ме­ни­то­го торта, боль­ше по­хо­жее на ков­риж­ку).

Гу­раль­ник рас­ши­рил ас­сор­ти­мент из­де­лий сво­е­го цеха, при­чем за счет новых ори­ги­наль­ных ре­цеп­тов. Те­перь здесь вы­пус­ка­ют несколь­ко видов фир­мен­ных пи­рож­ных, сла­до­стей и де­ся­ток тор­тов. Торты “Прага”, “Пти­чье мо­ло­ко”, “Вац­лав­ский”, “Зден­ка” за­во­е­ва­ли все­об­щую лю­бовь, их можно уви­деть и в дру­гих ре­сто­ра­нах. Зато новые торты “Жар-пти­ца”, “Фла­мин­го”, “Фло­ри­да”, “Шо­ко-ро­яль” можно от­ве­дать толь­ко здесь.

По­яв­ле­ние каж­до­го ла­ком­ства свя­за­но с ка­ким-то фак­том, со­бы­ти­ем, неза­бы­ва­е­мым для его со­зда­те­лей. Торт “Вац­лав­ский” на­зван в честь Вац­лав­ской пло­ща­ди в Праге. После по­се­ще­ния Праги ре­ши­ли сде­лать этот кра­си­вый торт,свер­ху за­ман­чи­во об­сы­пан­ный гри­лья­жем. Торт “Зден­ка” по­лу­чил имя одной кра­си­вой чеш­ской де­вуш­ки, ко­то­рая была в груп­пе праж­ских кон­ди­те­ров.

Из­вест­ный торт “Пти­чье мо­ло­ко” Гу­раль­ник при­ду­мал в 74-м. Прав­да, сна­ча­ла по­яви­лись кон­фе­ты “Пти­чье мо­ло­ко” на мос­ков­ской фаб­ри­ке “Крас­ный Ок­тябрь”. Вла­ди­ми­ру Ми­хай­ло­ви­чу эти кон­фе­ты по­нра­ви­лись, за­хо­те­лось сде­лать торт с таким же на­зва­ни­ем. Он пе­ре­про­бо­вал несколь­ко ре­цеп­тов и, на­ко­нец, нашел самый удач­ный. Из мно­го­чис­лен­ных ва­ри­ан­тов оформ­ле­ния оста­но­вил­ся на про­стой идее: об­лить весь торт шо­ко­ла­дом и укра­сить его шо­ко­лад­ной птич­кой.

Спер­ва цех вы­пус­кал по 50-60 тор­тов в день, но этого ко­ли­че­ства не хва­та­ло. При­ш­лось уве­ли­чить пар­тии до 500 штук. Позже ре­цепт был рас­про­стра­нен по всему Союзу через Мо­сре­сто­ран­трест. Этот торт при­шел­ся всем по вкусу и быст­ро за­во­е­вал по­пу­ляр­ность. По­про­бо­вав неж­ное “Пти­чье мо­ло­ко”, его нель­зя спу­тать ни с каким дру­гим тор­том. Кроме непо­вто­ри­мо­го вкуса он об­ла­да­ет и дру­ги­ми важ­ны­ми до­сто­ин­ства­ми: его можно хра­нить в те­че­ние че­ты­рех суток, при­чем не обя­за­тель­но в хо­ло­диль­ни­ке.

В 1980 году Гос­ко­ми­тет по изоб­ре­те­ни­ям выдал Вла­ди­ми­ру Гу­раль­ни­ку сви­де­тель­ство об ав­тор­ских пра­вах на этот торт. А на­чаль­ство даже вы­пи­са­ло пре­мию – сто руб­лей, ко­то­рая была из­рас­хо­до­ва­на на уго­ще­ние род­но­го кол­лек­ти­ва. Недав­но Ко­ми­тет пред­ло­жил за­па­тен­то­вать изоб­ре­те­ние, но ре­аль­но за ав­то­ром можно за­кре­пить лишь на­зва­ние торта, а не саму ре­цеп­ту­ру, ко­то­рая уже стала все­об­щим до­сто­я­ни­ем. Ведь торт и его ис­ка­жен­ные по­до­бия “лепят” по­всю­ду, часто не за­бо­тясь о сход­стве с ори­ги­на­лом. Имен­но это и бес­по­ко­ит его со­зда­те­ля: обид­но, что людям про­да­ют ма­ло­съе­доб­ные сур­ро­га­ты, при­кры­ва­ясь на­зва­ни­ем его торта. После по­лу­че­ние па­тен­та, воз­мож­но, умень­шит­ся число об­ман­щи­ков, но разве всех их можно про­кон­тро­ли­ро­вать и при­стру­нить?

“Ви­ди­мо, лю­бовь к кон­ди­тер­ско­му ис­кус­ству у меня в крови. Я ни­сколь­ко не жалею, что ока­зал­ся на этом по­при­ще. Свою ра­бо­ту все­гда вос­при­ни­мал как твор­че­ство, по­сто­ян­ное изоб­ре­те­ние че­го-то но­во­го, уди­ви­тель­но­го. К тому же у меня была воз­мож­ность по­смот­реть мир”, – ска­зал Вла­ди­мир Ми­хай­ло­вич.

Ему дей­стви­тель­но по­счаст­ли­ви­лось по­ез­дить по свету, что тогда было недо­ступ­но для мно­гих со­вет­ских людей. Он был на меж­ду­на­род­ных кон­кур­сах по­ва­ров и меж­ду­на­род­ных ме­ро­при­я­ти­ях. Об­слу­жи­вал мо­ло­деж­ный фе­сти­валь в Бол­га­рии в 68-м, ра­бо­тал в ре­сто­ране “Москва” в Токио во время про­хо­див­шей там меж­ду­на­род­ной вы­став­ки.

“Часто вспо­ми­наю свою мо­ло­дость, осо­бен­но эпи­зо­ды, свя­зан­ные с теми че­тырь­мя все­со­юз­ны­ми кон­кур­са­ми мо­ло­дых по­ва­ров, кон­ди­те­ров и офи­ци­ан­тов, в ко­то­рых при­ни­мал уча­стие. К по­след­не­му, со­сто­яв­ше­му­ся в Ал­ма-Ате,я сам го­то­вил ко­ман­ду моск­ви­чей. Это было в вось­ми­де­ся­том, на­ка­нуне Мос­ков­ской олим­пи­а­ды. Мы ре­ши­ли укра­сить свои из­де­лия олим­пий­ской сим­во­ли­кой. По­лу­чи­лось очень кра­си­во – и мы за­ня­ли пер­вое место.”

“За годы ра­бо­ты со мной не раз при­клю­ча­лись за­бав­ные ис­то­рии. В пять­де­сят вось­мом меня, де­вят­на­дца­ти­лет­не­го, по­сла­ли вме­сте с ко­ман­дой стра­ны на меж­ду­на­род­ный кон­курс в Вен­грию. Члены жюри по­про­си­ли ис­печь сло­е­ные пи­рож­ки. Ла­ты­ши из нашей ко­ман­ды спро­си­ли у меня: сколь­ко соли нужно по­ло­жить в это тесто? Я от уста­ло­сти и оби­лия впе­чат­ле­ний (впер­вые попал за гра­ни­цу) ого­во­рил­ся – ска­зал две­сти грам­мов (вме­сто два­дца­ти). Тесто рас­ка­та­ли с тру­дом и пи­рож­ки по­лу­чи­лись ка­кие-то стран­ные, по­про­бо­ва­ли – есть невоз­мож­но. Мы, ко­неч­но, рас­стро­и­лись и пе­ре­пу­га­лись. По­жи­лой кон­ди­тер-венгр начал нас уте­шать, по­обе­щал за нас ис­печь пи­рож­ки. На сле­ду­ю­щее утро вста­ли по­рань­ше, он помог нам за­ме­сить тесто и мы все успе­ли сде­лать. Такой вот смеш­ной слу­чай, но тогда, чест­ное слово, нам было не до смеха…”

Су­ще­ству­ет сте­рео­тип: повар и кон­ди­тер – немуж­ские про­фес­сии. Вла­ди­мир Ми­хай­ло­вич от этого не стра­дал: рань­ше среди его кол­лег было нема­ло муж­чин. Прав­да, не раз при­хо­ди­лось слы­шать удив­лен­ные воз­гла­сы в по­ли­кли­ни­ке и боль­ни­це, но он не оби­жал­ся.

“Про­фес­сия кон­ди­те­ра – нелег­кая, но очень хо­ро­шая: я при­но­шу людям ра­дость, со­здаю празд­нич­ное на­стро­е­ние. По­это­му думаю не толь­ко о со­ста­ве, вы­со­ком ка­че­стве,от­мен­ном вкусе своей про­дук­ции, но и о ее внеш­ней при­тя­га­тель­но­сти. Ста­ра­юсь под­клю­чать весь свой опыт и фан­та­зию, чтобы до­ста­вить людям удо­воль­ствие”, – при­знал­ся ма­стер.

Мно­гие его уче­ни­ки уже сами стали ма­сте­ра­ми и ру­ко­во­ди­те­ля­ми. Тем не менее пе­чаль­но, что об­ры­ва­ет­ся его за­ме­ча­тель­ная се­мей­ная ди­на­стия кон­ди­те­ров: дочь и внуч­ка Вла­ди­ми­ра Ми­хай­ло­ви­ча из­бра­ли со­всем дру­гой путь.

Ре­сто­ран “Прага” уже год как на ре­мон­те. Кон­ди­тер­ский цех сей­час снаб­жа­ет сво­и­ми из­де­ли­я­ми лишь фир­мен­ную ку­ли­на­рию, по­сто­ян­ных кли­ен­тов и вы­пол­ня­ет од­но­ра­зо­вые за­ка­зы. Скоро здесь тоже нач­нет­ся ре­монт. Немец­кая фирма из­ме­нит ин­те­рье­ры ре­сто­ра­на и цехов, уста­но­вит обо­ру­до­ва­ние для пе­кар­ни и дру­гую со­вре­мен­ную тех­ни­ку, что поз­во­лит по­вы­сить про­из­вод­ствен­ные мощ­но­сти и уско­рить про­цесс при­го­тов­ле­ния блюд.

От­кро­ет­ся “Прага” к празд­но­ва­нию юби­лея Моск­вы. Уже из­вест­но, что в ре­сто­ране будет ев­ро­пей­ский зал, а также цар­ский и бра­зиль­ский. Здесь можно будет от­ве­дать блюда чеш­ской,ита­льян­ской, фран­цуз­ской и бра­зиль­ской кухни. По­явят­ся пив­ные, где будет чеш­ское и немец­кое пиво. На вто­ром этаже, над ку­ли­на­ри­ей, можно будет по­си­деть в уют­ном кафе. По­ла­ко­мить­ся на­сто­я­щей “Пра­гой” и “Пти­чьим мо­ло­ком”.

Рань­ше торт “Пти­чье мо­ло­ко” был ат­ри­бу­том нашей жизни, на­по­ми­нав­шем о празд­ни­ках и днях рож­де­ния. После того, как в стра­ну хлы­нул поток за­гра­нич­ных ди­ко­вин­ных про­дук­тов, к при­выч­ным оте­че­ствен­ным все резко охла­де­ли. Нас боль­ше при­вле­ка­ли за­мор­ские кра­соч­ные упа­ков­ки – хо­те­лось все по­про­бо­вать. А те­перь уже убе­ди­лись, что яркая оберт­ка может скры­вать что-то со­вер­шен­но несъе­доб­ное. Наши оте­че­ствен­ные сла­до­сти ока­за­лись не хуже и даже лучше при­воз­ных. А наше мос­ков­ское изоб­ре­те­ние – “Пти­чье мо­ло­ко” – во­об­ще не имеет ана­ло­гов в мире и не идет ни в какое срав­не­ние с им­порт­ны­ми по­лу­ис­кус­ствен­ны­ми тор­та­ми и кек­са­ми. И не стоит удив­лять­ся по­вы­ше­нию спро­са на рос­сий­ские из­де­лия и всплес­ку вто­рой волны по­пу­ляр­но­сти “Пти­чье­го мо­ло­ка”.

Ольга ДУМ­БРОВ­СКАЯ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


2 комментария

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Десятка
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРЕССЫ
ДЕНЬГИ – ЗЛО ОСОБЕННО КОГДА ОНИ РАДИОАКТИВНЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ РЕАЛЕН
ДЕНЬ АКЦИИ ПРОТЕСТА
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИКА ЗА НЕДЕЛЮ: САММИТЫ КОНЧАЮТСЯ, ПРОБЛЕМЫ ОСТАЮТСЯ
ЧТО ПРОИСХОДИТ С НЕФТЬЮ И ГАЗОМ?
КУРСКИЕ АНОМАЛИИ, ИЛИ СЛОВО О КРЕДИТЕ, В КОТОРОМ НУЖДАЕТСЯ ЕГОР ГАЙДАР
ПЛАТНЫЙ СЫР В БЕСПЛАТНЫХ МЫШЕЛОВКАХ
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ПОЛИТИКОМ – БУДЬ ИМ
ИСТРИНСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
ВИКТОР ИЛЮХИН: “ОНИ ПРИВЫКЛИ ВОРОВАТЬ”
РЫБНЫЙ ДЕНЬ
ПОСЫЛОЧКА ПОТОМКАМ
Мы надеемся стать влиятельной политической силой
ПОЛИТИЧЕСКИЙ REMAKE НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
ЧТОБ В ВОДЕ НЕ ТОНУЛИ И В ПЕЧИ НЕ СГОРЕЛИ
Шопинг по-русски


»»»

Hy-phen-a-tion